Учетная политика для дочерних компаний приказ 69н

Содержание
  1. Учетная политика для дочерних компаний приказ 69н
  2. Учетная политика 2018
  3. Онлайн журнал для бухгалтера
  4. Положениепо бухгалтерскому учету «учетная политика организации»(пбу 1/2008)
  5. Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям
  6. Приказ минфина россии от 28.04.2017 г. № 69н
  7. Учетная политика
  8. Пбу 1/2008 «учетная политика организации» пересмотрено
  9. Финансовую отчетность приравняли к бухгалтерской
  10. Как разработать новый способ учета 
  11. Пределы «рационализаторству»
  12. Упразднена пояснительная записка
  13. Изменения учетной политики
  14. Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год
  15. Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета
  16. Учетная политика дочерних компаний
  17. Когда от федеральных стандартов можно отступить
  18. Новшество для тех, кто формирует консолидированную отчетность
  19. Появилось понятие несущественной информации
  20. Когда раскрывать информацию о нормативном правовом акте, не вступившем в силу
  21. Пояснительную записку составлять не нужно
  22. Последняя редакция ПБУ 1/2008: изменения в учетную политику после 2017 года
  23. Новая редакция
  24. Когда выбор ведения бухучета ограничен
  25. Расширен критерий рациональности
  26. Чем руководствоваться
  27. Как разрабатывать свой способ учёта
  28. Когда можно отойти от правил
  29. Понятие «несущественная информация»
  30. Учетную политику можно закрепить стандартами
  31. Что раскрывать сказано не в ПБУ, а в ФСБУ
  32. Применение новых правил учета
  33. Пояснительная записка не нужна

Учетная политика для дочерних компаний приказ 69н

Учетная политика для дочерних компаний приказ 69н

Таким образом, как видно из приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н, поправки в учетную политику для целей бухучета большинство организаций, которые руководствуются привычными ПБУ/ФСБУ, не затрагивают. Главным образом, изменения касаются следующих субъектов:

  • организаций, имеющих дочерние компании;
  • организаций, применяющих МСФО;
  • организаций, сдающих консолидированную отчетность;
  • организаций с объектами, способы учета которых прямо не установлены в ФСБУ и МСФО.

Именно им необходимо скорректировать свою учетную политику с учетом новых требований, издав соответствующий приказ руководства.

Учетная политика 2018

N 106н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 г., регистрационный N 12522), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 марта 2009 г.

N 22н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2009 г., регистрационный N 13688), от 25 октября 2010 г. N 132н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный N 19048), от 8 ноября 2010 г.


N 144н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2010 г., регистрационный N 19088), от 27 апреля 2012 г. N 55н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2012 г., регистрационный N 24643), от 18 декабря 2012 г.

N 164н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2013 г., регистрационный N 27109), от 6 апреля 2015 г.

Онлайн журнал для бухгалтера

Закона о бухгалтерском учете и Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 — 2018 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 23.05.2016 N 70н.

Новшества актуальны в первую очередь для тех организаций, у которых есть дочерние общества, для тех, кто составляет отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а также для тех, кто отступает от установленных правил. Есть и новшества, которые затрагивают все компании.

Так, дополнения включены в абз.
7 п. 6 ПБУ 1/2008.

В соответствии с его новой редакцией учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности). В абзаце 2 п.

Положениепо бухгалтерскому учету «учетная политика организации»(пбу 1/2008)

В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.». 5. Дополнить пунктами 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 следующего содержания: «7.1.

В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям

ПБУ 1/2008, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.Пункт 7.4 гласит, что в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с п. 7 и 7.

1 ПБУ 1/2008, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения п. 7, 7.1 ПБУ 1/2008). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера этой информации. Согласно обновленному п.
В абзаце третьем пункта 10 слова «более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации» заменить словами «повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета». 8. В абзаце втором пункта 15 слова «за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период» заменить словами «и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату». 9. Пункт 17 изложить в следующей редакции: «17.

Приказ минфина россии от 28.04.2017 г. № 69н

При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы: а) международные стандарты финансовой отчетности; б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам; в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности. 7.3.

Учетная политика

Учетная политика – это утвержденные организацией для практического применения методы и способы ведения бухгалтерского учета. Учетная политика определяет, каким образом в организации налажен документооборот, как происходит оценка продукции, как формируются цены, каким образом проводится инвентаризация, применяются счета бухучета, погашается стоимость активов и т.д.

По общему правилу учетная политика утверждается один раз при создании организации и неизменно действует на протяжении всего времени ее существования. Но в ряде случаев организация все же обязана вносить в свою учетную политику дополнения и поправки.

Например, при смене видов и сферы деятельности, реорганизации, введении электронного документооборота, а также внесения изменений в законодательство.

Внимание ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы: а) МСФО; б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам; в) рекомендации в области бухгалтерского учета. В новой редакции изложен п. 17 ПБУ 1/2008. Согласно ему организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. Для тех, кто использует упрощенные способы ведения бухучета Руководствуясь п.

Источник: http://advokat-crimea.ru/uchetnaya-politika-dlya-dochernih-kompanij-prikaz-69n/

Пбу 1/2008 «учетная политика организации» пересмотрено

Учетная политика для дочерних компаний приказ 69н

С 6 августа 2017 г. ПБУ 1/2008 действует в новой редакции. В чем состоят изменения и с какой даты их применять?

Начнем с того, теперь ПБУ надлежит считать федеральными стандартами бухгалтерского учета (ФСБУ). Основание – часть 1.1 статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – Закон). Подробности – в предыдущей  статье «ПБУ обрели статус федеральных стандартов».

   А изменения в ПБУ 1/2008 внесены приказом Минфина России от 28.04. 2017 г. №  69н. При этом сроки введения поправок не оговорены.

Поэтому они вступили в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного приказа, а именно – 6 августа 2017 года. В целом нововведения открывают путь масштабному внедрению МСФО в учетную практику.

Правда, для ведения учета в компаниях, применяющих упрощенные способы учета, необходимости обращения к международным стандартам не возникает.

Финансовую отчетность приравняли к бухгалтерской

На первый взгляд кажется, что новая редакция пункта 7 ПБУ 1/2008 облегчит работу бухгалтерам компаний, составляющих отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности».

Теперь этим экономическим субъектам разрешено не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ПБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

Иными словами, соответствующие компании получили право формировать «бухгалтерскую» учетную политику непосредственно «под МСФО». В результате финансовая отчетность отдельно взятой компании, не создающей группу (ч. 5 ст.

2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»), одновременно может считаться бухгалтерской – отвечающей требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом отступления от ПБУ (а правильнее сказать – от ФСБУ) необходимо раскрыть (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Отметим, что в Законе неизменно фигурирует составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетность». А вот теперь созданы условия для формирования единой – «бухгалтерско-финансовой» – отчетности.

Тем самым необходимость в трансформации «российской» бухгалтерской отчетности отпадет. Казалось бы, налицо «плюс». Но стоить лишь задуматься, как обнаруживается существенный «минус» такого подхода.

Проблема в том, что российская система налогообложения ориентирована на применение ПБУ, традиционно опирающихся на оценки фактов по исторической стоимости. На основании пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета.

Аналогичным образом действуют налоговые агенты и плательщики страховых взносов (п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 421 НК РФ). Очевидно, что в результате перехода на МСФО плательщикам налога на прибыль придется вести самостоятельные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

А налоговые инспекторы столкнутся с несоответствием показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций – например, в отношении размера доходов.

Справочно

Финансовая отчетность организации, не имеющей ни дочерних организаций, ни ассоциированных организаций и не являющейся участником совместных предприятий, не является отдельной финансовой отчетностью(п. 7 МСФО (IAS) 27).

Вообще говоря, ведение бухгалтерского учета по МСФО противоречит действующему налоговому законодательству.

Оно изначально ориентировано на соответствие ПБУ, причем сближение бухгалтерского и налогового учета провозглашалось «дорожной картой» налоговой политики (п. 7 Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.

2013 «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах»). По мнению автора, проблема заслуживает как публичного обсуждения, так и официальных разъяснений. До конца года в ней необходимо разобраться.

Как разработать новый способ учета 

Правила ведения учета и составления отчетности устанавливают не только ФСБУ, но и иные приказы Минфина России, зарегистрированные в Минюсте России (п. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона). Однако никакие правила не могут охватывать всего многообразия хозяйственных ситуаций.

Поэтому компании нередко оказываются перед необходимостью разрабатывать новые способы учета самостоятельно.  Как действовать в подобных случаях – в прежней редакции ПБУ 1/2008 разъяснял пункт 7. Теперь же следует руководствоваться новыми пунктами ПБУ 1/2008 – 7.1, 7.2, 7.3 и 7.

4.

Из пункта 7.1 ПБУ 1/2008 формально следует, что официальным источником способов учета являются лишь федеральные стандарты.

Тем не менее, источники правил (способов учета), указанные в части 1 статьи 30 Закона, сохраняют прежнее значение.

В частности, продолжают применяться методические рекомендации Минфина России по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов или основных средств.

Если же вы полагаете, что «минфиновские» источники вашу хозяйственную ситуацию не предусматривают, то в поисках способа учета надлежит последовательно использовать следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Как видно, обращение к МСФО является приоритетным. Ранее такой оговорки не имелось. А теперь вести учет по аналогии вы вправе лишь в том случае, когда учетного решения на основе МСФО не имеется.

Но чтобы выполнить это предписание, международными стандартами необходимо достаточно свободно владеть. Ничего неожиданного в этом нет. На необходимость знаний МСФО для главного бухгалтера указал профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.

2014 № 1061н). Таким образом, на вопрос: «Стоит ли изучать МСФО?» – нужно ответить положительно.

Напомним, что рекомендации в области бухучета уполномочены разрабатывать лишь некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 24 Закона).

К их числу относятся Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР). Рекомендации признаются документами в области регулирования бухгалтерского учета (п. 3 ч. 1 ст. 21 Закона).

А мнения специалистов по учету, опубликованные в профессиональных изданиях, регулирующего значения не имеют.

Рекомендации могут приниматься в отношении порядка применения федеральных стандартов, форм документов бухгалтерского учета, организационных форм ведения учета, организации бухгалтерских служб, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля (ч. 9 ст. 21 Закона).

Актуально

Оценка по исторической стоимости подразумевает, что: активы отражаются в сумме уплаченных денежных средств или их эквивалентов либо по справедливой стоимости вознаграждения, переданного за их приобретение; обязательства отражаются в сумме поступлений, полученных в обмен на обязательство или в сумме денежных средств или их эквивалентов, которые, как ожидается, будут выплачены для погашения обязательства при обычном ходе деятельности (п. 4.55«а» Концептуальных основ финансовой отчетности).

Отступать от правил, установленных пунктами 7 и 7.

1 ПБУ 1/2008, допустимо лишь в исключительных случаях – когда следование этим правилам приводит к недостоверному представлению финансового положения компании, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств.

Условия, при которых это возможно, устанавливает пункт 7.3 ПБУ 1/2008. Причем случаи отступлений подлежат раскрытию в соответствии с требованиями пункта 20.2 ПБУ 1/2008. Отметим, что сходные предписания содержит и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (абз. 3 п. 6, п. 37).

Но теперь они применению не подлежат. Приоритет при разрешении соответствующих ситуаций будет иметь ПБУ 1/2008 – как документ того же иерархического уровня, что и ПБУ 4/99, но «переутвержденный» (пересмотренный) позднее, а кроме того, специально посвященный вопросам формирования учетной политики.

Пределы «рационализаторству»

В новой редакции ПБУ 1/2008 уточнено определение требования рациональности учетной политики.

А именно: рациональное ведение бухгалтерского учета подразумевает выбор способов учета не только исходя из условий хозяйствования и величины организации, но также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

По части полезности информации и затрат на ее формирование Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) разъясняет:

«Для того чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации» (п. 6.1);

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации» (п. 6.5.2).

А чтобы быть полезной, информация должна быть как уместной, так и правдиво представленной. Проиллюстрируем эти тезисы таблицей..

Таблица 1 Уровни «полезности» информации

Качественные характеристики информации, повышающие ее полезность:
  • сопоставимость;
  • проверяемость;
  • своевременность;
  • понятность

(п.п. QC17, QC19 Концептуальных основ финансовой отчетности).

СопоставимостьИнформация об отчитывающейся организации более полезна, если она может быть сопоставлена с аналогичной информацией о прочих организациях и со схожей информацией о той же организации за другой период или на другую дату (QC20)
ПроверяемостьПроверяемость означает, что разные осведомленные и независимые наблюдатели могут прийти к общему мнению, хотя и не обязательно к полному согласию, относительно того, что определенное отображение является правдивым представлением (QC26)
СвоевременностьСвоевременность означает наличие доступной информации у лиц, принимающих решения, в то время, когда она может повлиять на принимаемые ими решения. Как правило, полезность информации снижается с увеличением срока ее давности (QC26)
ПонятностьЧеткие и лаконичные классификация, систематизация и представление информации делают ее понятной (QC30).Финансовые отчеты составляются для пользователей, обладающих достаточными знаниями в области бизнеса и экономической деятельности, а также изучающих и анализирующих информацию с должным старанием (QC32)

Кроме того, в ПБУ 1/2008 (п. 7.4) определено новое понятие – «несущественная информация».

Несущественной считается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной компания осуществляет самостоятельно – исходя из как величины, так и характера этой информации (п. 7.4 ПБУ 1/2008).

Выбирая способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, компании вправе руководствоваться исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 ПБУ 1/2008), если:

1) формируемая информация является несущественной;

2) компания применяет упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, – при условии отсутствия в ФСБУ соответствующих способов учета.

Итак, в условиях применения упрощенных способов учета (ч.ч. 4, 5 ст. 6 Закона) знаний МСФО от бухгалтера не требуется.

Внимание! Для реализации вышеозначенного права на «исключительную» рациональность оно должно быть зафиксировано в учетной политике.

Упразднена пояснительная записка

Мы уже усвоили, что ПБУ подлежат применению в части, но противоречащей Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). На законодательном уровне в составе бухгалтерской отчетности наличие такого документа, как пояснительная записка, не предусмотрено. Но ранее в пунктах 24 и 25 ПБУ 1/2008 она упоминалась. Наконец-то это несоответствие устранено.

Справочно

Когда организация отступает от того или иного требования какого-либо МСФО, она должна раскрыть: характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы при применении этого МСФО; причину, по которой в данных обстоятельствах данный порядок мог бы вводить в заблуждение до такой степени, что это противоречило бы самой цели подготовки финансовой отчетности; принятый порядок учета (п. 20 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»).

Итак, составление отчетной формы, озаглавленной как «Пояснительная записка», не требуется. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона).

Письмом ФНС России от 20.06. 2013 № ЕД-4-3/11174@ (со ссылкой на приказ Минфина России от 02.07.

2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций») разъяснено, что в состав приложений входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения).

Изменения учетной политики

Поправки к ПБУ 1/2008 открывают возможность для пересмотра учетной политики компаний. Однако по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года (п. 12 ПБУ 1/2008).

Нормативный правовой акт имеет обратную силу лишь в том случае, когда в нем это прямо предусмотрено (п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 02.07.2015 № 1539-О). Подобной оговорки (об обратной силе) приказ Минфина России № 69н (утвердивший изменения к ПБУ 1/2008) не содержит.

Следовательно, изменить подходы к учету фактов хозяйственной жизни можно начиная с 1 января 2018 года.

Между тем не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения учета фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности компании впервые (п. 10 ПБУ 1/2008). К таким фактам новые подходы подлежат применению незамедлительно. 

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Источник: http://www.berator.ru/articles/pbu-1-2008-uchetnaya-politika-organizatsii-peresmotreno/

Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год

Учетная политика для дочерних компаний приказ 69н

Начиная с 6 августа 2017 года, действует обновленная редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (изменения внесены приказом Минфина России от 28.04.17 № 69н). Среди наиболее значимых поправок — новые правила выбора способов учета, появление понятия «несущественная информация» и отмена обязанности по составлению пояснительной записки.

В новой редакции ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный федеральными стандартами бухучета. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них.

Но если в федеральных стандартах ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму.

А именно разработать свой способ, последовательно применяя следующие документы: сначала международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и в завершение — рекомендации в области бухучета. Об этом говорится во вновь созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность.

Напомним, что к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства не зависимо от выбранной ими системы налогообложения (подробнее о них читайте в статье «Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила»).

Такие компании, как и все прочие юрлица, обязаны применять способы учета, установленные федеральными стандартами, а при наличии нескольких способов выбирать один из них.

Однако если в федеральных стандартах ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности.

Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета. Данное новшество закреплено во вновь созданном пункте 7.2 ПБУ 1/2008.

К слову, понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения.

До вступления в силу комментируемых поправок данное требование означало, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации.

Теперь появилось дополнение, согласно которому требование рациональности — это еще и соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).

Учетная политика дочерних компаний

Добавлено положение для организаций, которые являются дочерними структурами основной организации.

Если «материнское» предприятие утвердило стандарты бухучета, обязательные для применения всеми «дочками», то дочерние структуры обязаны выбирать способы учета исходя из данных стандартов.

Во всех остальных случаях способы учета выбираются независимо от того, какие способы приняты в других компаниях (вновь созданный пункт 5.1 ПБУ 1/2008).

Когда от федеральных стандартов можно отступить

Подразумевается, что применение федеральных стандартов и разработка собственных стандартов обеспечивает достоверную картину финансового состояния организации.

Но в исключительных случаях это может, напротив, исказить истинное положение дел. Согласно вновь созданному пункту 7.3 ПБУ 1/2008 компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов.

Но не всегда, а при выполнении следующих условий:

  • определены обстоятельства, из-за которых нельзя достоверно отразить в бухотчетности финансовое состояние, финансовые результаты и движение денежных средств организации;
  • возможен альтернативный способ ведения бухучета, позволяющий устранить указанные обстоятельства;
  • альтернативный способ ведения бухучета не приведет к появлению других обстоятельств, которые исказили бы бухотчетность компании;
  • организация в своей отчетности раскрывает следующую информацию; наименование и краткое описание федерального стандарта, от которого она отступила; обстоятельства, исказившие финансовую картину, и содержание альтернативного способа. Плюс к тому компания должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Новшество для тех, кто формирует консолидированную отчетность

Ряд организаций обязаны вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции пункта 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только федеральные стандарты, но и МСФО.

И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять.

Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, каким образом они не соответствуют друг другу.

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера.

Во вновь созданном пункте 7.4 ПБУ 1/2008 есть указания на случай, когда применение федеральных стандартов и разработка своих стандартов приводит к формированию несущественной информации.

В этой ситуации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов.

Обратите внимание: это правило распространяется не только на тех, кому разрешено вести бухучет упрощенным способом, но и на все прочие организации.

Когда раскрывать информацию о нормативном правовом акте, не вступившем в силу

Поправки коснулись пункта 23 ПБУ 1/2008, посвященного нормативным правовым актам (НПА), не вступившим в силу.

Прежде там говорилось, что компания должна раскрыть в отчетности факт неприменения не вступившего в силу НПА, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено.

Вместо него появилось другое, согласно которому, организация, начавшая добровольно применять НПА до его вступления в силу, обязана раскрыть данный факт в бухотчетности.

Пояснительную записку составлять не нужно

В «старой» редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.

Сейчас понятие «пояснительная записка» в ПБУ 1/2008 не используется. Что касается сведений об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета, то их по-прежнему необходимо раскрывать.

Но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. Видимо, подразумевается, что раскрывать эту информацию нужно в пояснениях, которые являются частью бухотчетности. Предоставить пояснения можно в виде таблицы или в текстовой форме (п.

 4 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2017/9/12646

Последняя редакция ПБУ 1/2008: изменения в учетную политику после 2017 года

Учетная политика для дочерних компаний приказ 69н

Каждой организации необходимо в скором времени скорректировать свою учетную политику. Изменения 2017 года в ПБУ 1/2008 обязывают это сделать на 2018 год. Подробно анализируем, поменялось и как адаптировать свою учётную политику под новые требования указанных ПБУ.

Новая редакция

Приказом Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н утвержден один из основополагающих бухгалтерских нормативных документов – ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». На 2017 год предприятия формировали свою политику для целей бухучёта с учётом этого документа.

28 апреля 2017 года был Минфином был принят приказ № 69н. Это последняя редакция ПБУ 1/2008, которая действует с 06 августа 2017 года. В своём сообщении от 02.08.2017 № ИС-учет-9 Министерство подробно изложило все нововведения. Однако мы рассмотрим их далее максимально понятным языком.

Также см. «Для чего нужна учетная политика организации».

Когда выбор ведения бухучета ограничен

Согласно новому пункту 5.1 ПБУ 1/2008 редакции 2017 года, у каждой компании есть право подобрать подходящий ей вариант ведения бухучета. По общему правилу реализация данного права не зависит от выбора, который делают остальные организации.

Но есть исключение. Это когда:

  1. Материнская организация принимает свои стандарты бухучета.
  2. Прописано, что дочерняя компания обязана применять их.

Таким образом, «дочка» в выборе ограничена: ей подходят только те способы ведения бухучета, которые отражены в стандартах материнской компании.

Расширен критерий рациональности

На основании п. 6 правил, учетная политика должна быть рациональной. То есть при ведении учета необходимо брать во внимание:

  • особенности ведения хозяйственной деятельности;
  • размер предприятия.

В силу последней редакции ПБУ 1/2008 от 2017 года необходимо также учитывать соотношение затрат на сбор сведений о конкретном объекте учета и ценность такой информации.

Чем руководствоваться

Рассматриваемые изменения в ПБУ 1/2008 гласят, что учёт конкретного объекта ведут так, как это определено российским стандартом бухучета (далее также – ФСБУ). И когда он предусматривает несколько вариантов, фирма может выбирать один из них с учётом общих требований – п. п. 5, 5.1 и 6 данного ПБУ.

В свою очередь, некоторые компании могут при формировании учетной политики руководствоваться российскими стандартами бухучета с учетом требований МСФО. Это фирмы, которые раскрывают составленную по правилам МСФО:

  • консолидированную финансовую отчетность;
  • неконсолидированную финансовую отчетность (когда нет группы).

То есть можно не следовать отечественному способу ведения бухучета из федерального стандарта, если это влечёт несоответствие учетной политики требованиям МСФО. Однако в этом случае необходимо по каждому проигнорированному отечественному способу бухучета (новый п. 20.1):

  1. Описать его.
  2. Раскрыть соответствующее требование МСФО.
  3. Пояснить, как это требование будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (ФСБУ).

Как разрабатывать свой способ учёта

Новая редакция ПБУ 1/2008 с изменениями 2017 года поясняет, как компания сама разрабатывает порядок ведения учёта по конкретной ситуации (новый п. 7.1). Это делают, когда российские стандарты учёта не содержат конкретного способа.

При этом нужно учитывать требования:

  • законодательства РФ о бухучете;
  • общероссийских и/или отраслевых стандартов.

Механизм таков. На основе допущений и требований пунктов 5 и 6 нового ПБУ 1/2008, надо обязательно последовательно (!) использовать следующие источники:

  1. МСФО.
  2. Правила общероссийских и/или отраслевых стандартов бухучета по схожим вопросам.
  3. Рекомендации по бухгалтерскому учету.

Также см. «Бухгалтерский учёт на УСН».

Когда можно отойти от правил

Последние изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» допускают, что в исключительных случаях организация вправе не соблюдать положения п. 7 и 7.1 данного ПБУ. Речь идёт о ситуации, когда формирование учетной политики, согласно им, влечёт искаженное отражение в отчётности:

  • экономического положения компании;
  • финансовых итогов ее деятельности;
  • движения ее денег.

Чтобы отойти от этих правил, должен быть налицо ряд признаков:

  1. Установлены причины, которые мешают отражению в учёте и отчётности объективной информации.
  2. Есть другой вариант ведения учета, который снимет проблему.
  3. Такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчётности.
  4. Компания надлежащим образом раскрыла информацию о том, что отступила от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Последний признак подразумевает раскрытие (новый п. 20.2 ПБУ 1/2008):

  • названия ФСБУ, который определяет отторгнутый компаний способ ведения учета (его краткая характеристика);
  • почему применение пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 влечёт искажение отчетности (назвать причины);
  • сути другого способа ведения учета, который применен, и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления об экономическом положении компании, ее финансовых успехах и движении денег;
  • значения всех показателей отчетности, которые были изменены по причине отступления от пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, как если бы этого не было, и размер корректировки каждого показателя.

Понятие «несущественная информация»

Важно, что последней редакции ПБУ 1/2008 появилось понятие несущественной информации: от наличия, отсутствия или варианта отражения её в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей такой отчетности. Конечно, понятие это не абсолютное, а относительное.

На основе этого определения фирма может выбирать способ ведения учета, следуя только правилу рациональности. То есть без учёта пунктов 7 и 7.1 ПБУ.

Учетную политику можно закрепить стандартами

На основании п. 8 ПБУ 1/2008 разработанную на предприятии учётную политику следует закрепить соответствующим документом:

  • приказами;
  • распоряжениями;
  • иными документами.

С 06.08.2017 это могут быть и внутренние стандарты.

Что раскрывать сказано не в ПБУ, а в ФСБУ

Уточнён п. 18 ПБУ 1/2008. Теперь, согласно ему, что и каком объеме нужно обязательно раскрыть в бухгалтерской отчетности относительно учетной политики по конкретным вопросам регламентируют соответствующие не ПБУ, а федеральные стандарты бухучета.

Также см. «Все ПБУ по бухучету на 2017 год: перечень».

Применение новых правил учета

Когда нормативный документ по бухучету допускает своё досрочное применение, при использовании такой возможности нужно отразить данный факт в отчетности. Так звучит новая редакция п. 23 рассматриваемого ПБУ.

Ранее необходимо было раскрыть его неприменение (когда не вступил в силу) и как его действие может сказаться на отчётности.

Также см. «Поправки в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» с 19 июля 2017 года: что изменилось».

Пояснительная записка не нужна

Согласно новой редакции пунктов 24 и 25 ПБУ 1/2008 в пояснительной записке больше не нужно указывать:

  • существенные способы ведения бухучета;
  • корректировку учетной политики (в т. ч. на год после отчётного).

Также см. «Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу 2017: образец».

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://buhguru.com/buhuchet/posled-redakc-pbu-1-2008.html

Citize
Добавить комментарий