Создать базовую кафедру в другом регионе

Содержание
  1. Создать базовую кафедру в другом регионе
  2. «базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах»
  3. Высокотехнологичные кадры для ульяновской экономики
  4. Обратная связь
  5. 17.09. — вузы смогут открывать кафедры на производствах
  6. Базовая кафедра вуза на предприятии что это
  7. Инновационная модель «вуз»-«базовая кафедра»-«базовое предприятие»
  8. Вузы смогут открыть кафедры на производствах по всей россии
  9. Мальцева: в создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес
  10. Вы точно человек?
  11. Базовая кафедра вуза на предприятии что это такое
  12. Эксперты рассказали о готовности российских вузов открыть филиалы на Дальнем Востоке
  13. Доступность ведущих вузов
  14. Мобильное образование
  15. Альтернатива филиалам
  16. Опорные вузы, обучение онлайн и “магнит” большой науки
  17. Кадровый голод
  18. Электронный научный журнал // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании
  19. THE BASIC CHAIR IN STRUCTURE OF IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL UNIVERSITY: THE EXPERIENCE OF CREATION AND FUNCTIONING
  20. Любая “дочка” — это филиал, но не каждая — “базовый”
  21. “Голову” с плеч? Цена за легитимность

Создать базовую кафедру в другом регионе

Создать базовую кафедру в другом регионе

Казанский энергетический университет за два года открыл восемь базовых кафедр на площадках ведущих компаний Татарстана Одним из критериев успешности для любого вуза является трудоустройство выпускников.

Чем выше данный показатель, тем лучше вуз справляется со своими обязанностями.

Казанский государственный энергетический университет одним из первых предложил ведущим предприятиям РТ создать базовые кафедры, где студенты под чутким контролем опытных специалистов совершенствуют свои знания.

О том, насколько успешен проект и о его перспективах, рассказал проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев. Проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев «ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ» – Дамир Фатыхович, что такое базовые кафедры КГЭУ и когда появились первые из них? – Первые базовые кафедры появились примерно осенью 2014 года.

В пресс-службе Министерства образования отметили, что благодаря данным поправкам, вузы смогут создавать базовые кафедры поблизости от мест, где находятся производства и ведутся научные исследования.

Это, в свою очередь, позволит даст возможность повысить эффективность учебного процесса за счет привлечения к работе таких подразделений специалистов-практиков.

Также в Минобрнауки рассказали, что согласно действующему порядку создания структурных подразделений вузов за пределами муниципального образования, они должны проходить обязательную процедуру лицензирования, как самостоятельные учебные заведения.

«базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах»

Внимание

и регламентацию работы профессорско-преподавательского состава базовой кафедры определяют должностные инструкции, трудовые договоры, планы работы кафедр, индивидуальные планы работы преподавателя, графики работы преподавателя, утвержденные расписания учебных занятий и экзаменов, графики учебного процесса и др. и регламентацию работы других работников базовой кафедры определяют трудовые договоры, должностные инструкции и графики работы.

1.10

Важно

Педагогические работники базовой кафедры, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу, имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых в университете, пользоваться информационными ресурсами университета: библиотекой, фондами методических кабинетов и т. п. Могут избираться в состав ученого совета университета, ученого совета факультета (института), в структуру которого входит кафедра.

Высокотехнологичные кадры для ульяновской экономики

  • определяет учебную нагрузку работников базовой кафедры в пределах установленных норм;
  • организует разработку рабочих программ и методик преподавания обеспечиваемых кафедрой учебных дисциплин, а также методик контроля освоения студентами учебного материала;
  • планирует и контролирует подготовку учебников, учебных и методических пособий по дисциплинам кафедры, разработку и внедрение новых технологий обучения;
  • организует выполнение научно-исследовательских работ, проводимых кафедрой;
  • организует разработку учебных планов подготовки обучающихся по реализуемым образовательным программам высшего образования;
  • организует и проводит профориентационную работу.

5.5 Заведующий базовой кафедрой несет ответственность за деятельность кафедры в порядке и объеме, установленном законодательством.

Обратная связь

Изменения в закон позволят создавать структурные подразделения вузов непосредственно в шаговой доступности от производств и тех мест, где идут научные исследования. Все это позволит привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и сделать подготовку специалистов практичной и эффективной.

В ведомстве также добавили, что создание базовых кафедр было осложнено необходимостью лицензировать их работу.

17.09. — вузы смогут открывать кафедры на производствах

В период освоения образовательных программ обучающиеся базовой кафедры с их согласия могут привлекаться к работе структурных подразделений организации, а также могут работать в составе временного творческого коллектива на должностях, соответствующих профилю их обучения. 4.

3 Деятельность базовой кафедры, в том числе заседания кафедры, осуществляется в соответствии с годовым планом работы кафедры. 4.

4 На заседаниях базовой кафедры обсуждаются вопросы учебной, методической, научно-исследовательской, инновационной деятельности кафедры, а также заслушиваются отчеты научных руководителей обучающихся и аспирантов, рассматриваются темы научно-исследовательских, выпускных квалификационных работ. 4.

5 Ученый совет факультета (института), в структуру которого входит базовая кафедра, не реже одного раза в три года заслушивает отчет заведующего базовой кафедрой о работе кафедры.

Инновации — уникальный продукт или услуга, которые являются результатом научно-технического прогресса. Инновации создаются людьми, обладающими определенными способностями: адаптивность и гибкость мышления, стремление создавать нечто новое, оригинальное, критическое мышление, готовность к разумному риску, постоянное совершенствование, развитие.

На формирование этих способностей должна быть нацелена вся система образования, начиная с дошкольного возраста. Но в рамках школьной программы это маловероятно. Дети сегодня как роботы, которые учатся с утра до вечера, выполняя домашние задания, занимаясь с репетиторами.

И только в студенческиегоды они получают возможность некой «свободы выбора» — как и каким способом они будут решать поставленные задачи, но время уже упущено.

По гражданскому законодательству обособленное подразделение учебного заведения в другом регионе или муниципалитете обязано пройти лицензирование как самостоятельное образовательное учреждение, а изменения в законодательстве позволяют создавать базовые кафедры без их лицензирования. «Известия» обратились к ректорам высших учебных заведений, на чьих площадках открыли свои базовые кафедры такие компании, как «Ростелеком», «Яндекс», Сбербанк и многие др. Ректор МТУСИ Артем Аджемов считает, что всякого рода формальные ограничения идут во вред.

— Во главе угла должно стоять дело. Если деятельность этой структуры оказывает поддержку университету и лучшему образованию студентов, то это надо только приветствовать. Всё зависит от предприятий и производств. Когда предприятия нуждаются в обновлении кадров, то они с охотой идут на создание подобных структур.

Минобрнауки подготовило пакет поправок в ФЗ «Об образовании в РФ», которые касаются создания и работы структурных подразделений вузов, сообщают во вторник «Известия». Изменения относятся к деятельности базовых кафедр, которые могут существовать в двух вариантах.

Так, образовательная организация может открыть их в компании, либо компания открывает такое подразделение в вузе. Поправки, подготовленные образовательным ведомством, касаются первого случая. Базовые кафедры сами по себе являются учебными площадками для подготовки специалистов определенной направленности.

Отметим, что наибольшей распространенности сегодня получил вариант, когда компания открывает базовую кафедру при вузе по договоренности с ним, и в дальнейшем занимается подготовкой специалистов под конкретные нужды производства.

Они динамично и хорошо работают, — отметил Артем Аджемов.

По словам ректора МТУСИ, есть еще одна правовая проблема в работе с базовыми кафедрами и кроется она в действующем законодательстве, согласно которому заведующий кафедрой обязан обладать степенью и званием. —

Мы столкнулись с тем, что одну из наших базовых кафедр возглавляет доктор наук, но он не имеет звания профессора или доцента, и по формальному признаку это является нарушением.

Когда мы говорим о базовых кафедрах, то такие нормы фактически бывают невыполнимы, потому что практически всегда руководителями таких кафедр являются представители производства, и у них не всегда есть звание или степень, а тем более то и другое вместе, — добавил Артем Аджемов.

Источник: http://golden-mark.ru/sozdat-bazovuyu-kafedru-v-drugom-regione/

Базовая кафедра вуза на предприятии что это

Создать базовую кафедру в другом регионе

Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов. Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта.

В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

Просто у них еще недостаточно теоретических знаний, поэтому предпочтение отдается бакалаврам третьего-четвертого курсов или первого-второго курсов магистратуры.

– Есть ли статистика, которая позволяет понять, насколько помогают базовые кафедры трудоустроиться вашим студентам? – Поскольку этот проект существует чуть более двух лет, полная картина еще не сформировалась, но то, что мы видим сейчас, нас вполне устраивает.

В последние годы уровень трудоустройства выпускников в целом по КГЭУ составляет более 90 процентов.
Это хороший показатель.

Но на этом мы не собираемся останавливаться и рассчитываем, что развитие базовых кафедр как инструмента качественной подготовки выпускников позволит улучшить показатель по трудоустройству. – А могут ли предприятия открыть базовую кафедру у вас? – Создание базовых кафедр в вузах возможно и не имеет никаких ограничений по закону.

Инновационная модель «вуз»-«базовая кафедра»-«базовое предприятие»

Вопросы учебной работы на базовой кафедре курирует проректор по учебной работе, научно-исследовательской и инновационной работы — проректор по научной работе. 5 Руководство базовой кафедрой 5.

1 Базовой кафедрой руководит заведующий, избираемый ученым советом университета в установленном порядке. 5.2 Организация вправе выдвигать кандидатуры на должность заведующего базовой кафедрой. 5.

3 Ректором на основании решения аттестационной комиссии к участию в выборах на должность заведующего базовой кафедрой может быть допущен кандидат, имеющий высшее образование и обладающий достаточным практическим опытом работы в организации, деятельность которой связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы высшего образования. Аттестационная комиссия создается на основании приказа ректора.

Вузы смогут открыть кафедры на производствах по всей россии

Наш вуз – единственный на Дальнем Востоке имеет базовую кафедру по IТ- направлению. – Какие преимущества получают студенты, обучаясь на базовой кафедре? – Сотрудники базовой кафедры – это ведущие ученые ИАПУ ДВО РАН – профессора, доктора и кандидаты наук.

Это ученые с именем, имеющие большой опыт в реализации научных проектов, хоздоговорных работ, публикации в ведущих профессиональных изданиях.

Эти ученые не только читают лекции и проводят лабораторные и практические занятия для наших студентов, но, во-первых, они используют для лабораторных работ высокотехнологичное оборудование, имеющееся в распоряжении института, во-вторых, они привлекают студентов к проектам, в которых сами участвуют.

Мальцева: в создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес

Важно

В последнем семестре 3-го курса студенты бакалавриата решают сами, какие преподаватели и направления базовой кафедры им интересны, и закрепляются за ученым для выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Студенты магистратуры принимают такое решение значительно раньше, в первом семестре, так как почти сразу с ними работают ученые ИАПУ.

Внимание

Сегодня на базовой кафедре Института информационных технологий ВГУЭС студенты изучают дисциплины: «Физические основы наноэлектронники», «Источники и приемники оптического излучения», «Оптоволоконные линии связи», «Оптические сети доступа», «Компоненты системы оптической связи», «Облачные технологии», «Управление требованиями», Технология программирования», «Интеллектуальные системы». Наши магистранты активно подключаются к проектам, которые ведет ИАПУ ДВО РАН.

Вы точно человек?

В обратном варианте, когда вуз хочет открыть кафедру на интересном ему производстве, есть проблема — возможность создания базовой кафедры за пределами муниципального образования не предусмотрена законом «Об образовании». Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить выделенные ему бюджетные деньги на открытие подобной площадки в другом регионе.

Сейчас ведомством предлагается прописать в ст. 27 закона «Об образовании» возможность для вузов открывать базовые кафедры и за пределами своего муниципального образования. К примеру, Новосибирский университет сможет открыть базовую кафедру на «Уралвагонзаводе», хотя они и находятся в разных муниципальных образованиях.

По оценкам ведомства, предлагаемые поправки могут вступить в силу в сентябре 2016 года. — Речь идет о создании базовых кафедр на предприятиях и в научных организациях.
Скачать (doc, 146 КБ) 1 Общие положения 1.

1 Настоящее Положение регламентирует порядок создания, деятельности и ликвидации базовой кафедры — структурного подразделения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — ОГУ, университет), обеспечивающего практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее — организация). 1.2 В своей деятельности базовая кафедра руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 г.

Карина Шахгельдян: что такое базовая кафедра в вузе. О преимуществах обучения IT-специалистов во ВГУЭС Одной из современных форм взаимодействия вуза с бизнесом и повышения практикоориентированности обучения является создание в университетах базовых кафедр предприятий, когда студентов, наряду с университетскими преподавателями, обучают специалисты предприятия.

Эта форма сотрудничества широко распространена в европейских вузах, но для России – новшество. Однако у ВГУЭС опыт такого сотрудничества уже есть. О его особенностях рассказала директорИнститута информационных технологий, доктор технических наук, профессор Карина Шахгельдян.

и регламентацию работы профессорско-преподавательского состава базовой кафедры определяют должностные инструкции, трудовые договоры, планы работы кафедр, индивидуальные планы работы преподавателя, графики работы преподавателя, утвержденные расписания учебных занятий и экзаменов, графики учебного процесса и др. и регламентацию работы других работников базовой кафедры определяют трудовые договоры, должностные инструкции и графики работы. 1.10 Педагогические работники базовой кафедры, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу, имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых в университете, пользоваться информационными ресурсами университета: библиотекой, фондами методических кабинетов и т. п. Могут избираться в состав ученого совета университета, ученого совета факультета (института), в структуру которого входит кафедра.

Базовая кафедра вуза на предприятии что это такое

Даже в том случае, если компания расположена на Дальнем Востоке или в Сибири, а базовая кафедра открывается, например, в КГЭУ. Но в случае когда вуз хочет открыть базовую кафедру за пределами муниципального образования, законом ФЗ-273 подобные действия ограничены.

Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить бюджетные ассигнования на открытие и функционирование подобной площадки в другом регионе.

У меня уже было несколько публичных выступлений на совещаниях и конференциях различного уровня, в том числе в и Москве, где я отмечал необходимость внесения изменений в федеральный закон, чтобы вузы могли открывать базовые кафедры за пределами муниципального образования, поскольку это способствует развитию вуза.

Принятие ученым советом университета решения о ликвидации базовой кафедры является основанием прекращения договора о создании базовой кафедры. 7.6 При реорганизации базовой кафедры все документы, образовавшиеся в процессе ее деятельности, передаются на хранение правопреемнику, а при ликвидации — в архив университета. 7.

7 При ликвидации базовой кафедры всё закрепленное за ней имущество подлежит перераспределению между иными структурными подразделениями университета. 8 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения 8.1 Настоящее Положение рассматривается на заседании ученого совета университета и утверждается его решением. 8.2 В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые рассматриваются на заседании ученого совета и утверждаются его решением.

Источник: http://lcbg.ru/bazovaya-kafedra-vuza-na-predpriyatii-chto-eto/

Эксперты рассказали о готовности российских вузов открыть филиалы на Дальнем Востоке

Создать базовую кафедру в другом регионе

МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/.

Создание филиалов и кафедр ведущих российских вузов на Дальнем Востоке, о котором говорилось в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), позволит частично сократить отток молодежи из округа, но полностью эту проблему не решит, считают опрошенные ТАСС эксперты. По их мнению, чтобы удержать молодых специалистов и закрыть растущую потребность Дальнего Востока в кадрах, необходимо развивать науку в собственных университетах и проводить целевой набор.

Выступая на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ-2017), президент России Владимир Путин предложил в рамках программы подготовки кадров предусмотреть открытие в регионе филиалов и кафедр ведущих вузов страны.

По словам президента, проблема поиска специалистов характерна для многих отраслей, и она будет только расти.

Большинство опрошенных ТАСС экспертов согласны с точкой зрения президента, отмечая однако, что наряду с открытием филиалов ведущих вузов, для развития системы высшего образования в ДФО можно реализовывать и другие меры поддержки и привлечения талантливой молодежи.

Доступность ведущих вузов

Генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) Валентин Тимаков одобряет решение об открытии филиалов ведущих вузов в округе.

“Для талантливых выпускников исчезнет необходимость выезжать в столичные вузы для получения высшего образования по тем специальностям, которые сегодня отсутствуют на Дальнем Востоке.

Это также привлечет новые талантливые преподавательские кадры, будет способствовать формированию новой образовательной среды”, – сказал Тимаков.

Его мнение разделяет большинство экспертов, в том числе первый заместитель министра науки и образования Республики Саха (Якутия) Михаил Присяжный.

Он считает, что создание филиалов центральных вузов на Дальнем Востоке, “несомненно, расширит возможности получения образования для жителей региона”.

Однако Присяжный подчеркнул необходимость развития в первую очередь технических специальностей, которые более востребованы в регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО).

“Многие центральные вузы, в 1990-е годы активно открывавшие филиалы на Чукотке, в Якутии и других регионах Севера и Дальнего Востока, в основном вели подготовку по гуманитарным специальностям.

Эти специальности важны, но не являются основными в структуре занятости жителей Дальнего Востока, Севера и Арктики”, – отметил Присяжный, добавив, что в регионах Севера вузы несут и большие издержки, поэтому расширение системы высшего образования должно поддерживаться и государством.

А вот начальник Управления медиаполитики Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Никита Аргылов считает, что потребности открывать филиалы вузов в ДФО нет. По его словам, это единственный федеральный округ, на территории которого работает сразу два федеральных университета.

“Если ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет) условно является ведущим научным и образовательным центром по подготовке специалистов для работы с Азиатско-тихоокеанским регионом, то СВФУ специализируется на подготовке специалистов в условиях Арктики”, – сказал Аргылов.

Он уточнил, что у СВФУ есть собственные филиалы в Западной и Южной Якутии, а филиал на Чукотке является единственным вузом на территории региона. Особое внимание в федеральном вузе уделяется подготовке технических кадров, инженеров для добывающей промышленности в условиях Арктики, медицинских работников, специалистов естественнонаучного и гуманитарного профиля.

Мобильное образование

Впрочем, федеральные университеты других округов готовы включиться в проект. Проректор по учебной работе Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев сообщил ТАСС, что пока учредитель не ставил перед вузом такую задачу, но если будет предложено открыть филиал на Дальнем Востоке, этот вопрос будет детально проработан.

“Надо будет очень хорошо продумать технологию – чтобы не потерять качество подготовки. За десять лет существования СФУ мы сознательно оптимизировали филиальную сеть, оставив только те филиалы, где могли гарантировать, что качество образования будет не хуже, чем в головном вузе”, – сказал Румянцев.

Ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Боровская сообщила ТАСС, что считает инициативу об открытии филиалов вузов на Дальнем Востоке своевременной и актуальной. ЮФУ уже ведет совместные научные исследования с педагогическими коллективами дальневосточного региона.

“Дальнему Востоку необходимы современные высококвалифицированные кадры, подготовка которых интегрирована в социально-экономическую модель развития региона. Создание базовых кафедр, реализация сетевых программ и академическая мобильность будут способствовать повышению качества подготовки специалистов”, – сказала она.

Боровская добавила, что в еще большей степени необходимы поддержка и сопровождение выпускников вузов через регулирование спроса и предложения на рынке труда. Например, в ЮФУ лицензированы программы подготовки по специальности “корабельное вооружение” и “радиотехнические системы и комплексы”, но спрос на специалистов такого профиля на Дальнем Востоке выше, чем на Юге России.

“Мы могли бы открыть базовые кафедры в дальневосточном вузе, принимать абитуриентов на эти специальности в территориях Дальнего Востока и реализовывать совместные образовательные программы в сетевой форме”, – предлагает Боровская.

Альтернатива филиалам

Впрочем, целевое обучение специалистов для новой экономики ДФО можно осуществлять и в других регионах, без создания филиалов, считает проректор по образовательной деятельности Томского политехнического университета (ТПУ) Юрий Боровиков.

По его словам, в ТПУ ежегодно учатся до 200 человек с Дальнего Востока. В Томск приезжают из Амурской, Сахалинской и других областей, но больше всего абитуриентов из Якутии.

По большей части томский вуз работает с дальневосточной молодежью в рамках целевого набора, и студенты после выпуска обязаны вернуться в свой регион для работы на каком-либо предприятии, добавил он.

Московский авиационный институт (МАИ) со следующего года будет готовить специалистов для авиастроительных предприятий в Хабаровском крае. А вот к идее прихода в регион вуза в качестве филиала ректор МАИ Михаил Погосян отнесся осторожно. По его словам, это возможно только при условии, что в Хабаровском крае не готовят специалистов нужного профиля.

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт отметил, что не видит ничего отрицательного в появлении филиалов столичных вузов в регионе, но считает, что развивать высшее инженерное образование в регионе можно и иначе.

“Мое образование пришлось на советское время.

Я сам выпускник Харьковского авиационного института, когда пришел на производство (Вячеслав Шпорт долгое время проработал в Комсомольске-на-Амуре, на авиазаводе имени Гагарина, входящем в компанию “Сухой” – прим.

ТАСС), здесь были специалисты из Куйбышевского и Московского авиаинститутов. Это разные школы, но на одном производстве такое взаимодействие дает важный синергический эффект”, – высказал мнение глава региона.

Опорные вузы, обучение онлайн и “магнит” большой науки

Ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ) Бесарион Месхи отмечает, что филиалы обычно сильно отличаются от головных вузов из-за того, что в них работают местные преподаватели и управленцы, поэтому сложно прогнозировать, что получится в каждом конкретном случае. Он отметил, что в России уже действует другой эффективный способ развития науки и высшего образования в регионах.

“Министерство образования и науки РФ уже предложило действенное решение проблемы оттока талантливой молодежи – создание в регионах опорных вузов.

 Талантливые школьники все чаще предпочитают столичным вузам университеты своего региона.

Такая тенденция появилась благодаря созданию опорных вузов, которые работая в тесном взаимодействии с властью и бизнесом, становятся драйверами развития территорий”, – сказал Месхи ТАСС.

Открытие филиалов и кафедр действительно позволит частично сократить отток молодежи в другие регионы, считает проректор по учебной работе Томского госуниверситета (ТГУ) Виктор Демин.

В качестве еще одной меры он предлагает использовать технологию электронного обучения MOOC (Massive Open Online Course).

Она позволяет студентам заниматься у лучших преподавателей страны и мира, не выезжая из своего города и в удобное время.

По мнению заместителя министра образования и науки РФ Григория Трубникова, от создания филиалов ведущих российских вузов Дальний Восток ничего нового не приобретет.

Он отметил, что в регионе, например, во Владивостоке и Хабаровске, есть хорошие вузы, которые сами могли бы стать площадкой для развития науки.

“Возможно, эффективнее было бы все-таки развивать исследовательскую инфраструктуру в университетах, существующих в Приморье”, – считает замминистра.

Он предлагает организовать в вузах Приморского края работу в рамках крупных научных мегасайенс-проектов, стоимость которых обычно исчисляется в миллиардах рублей, а ценность их для науки колоссальна.

“Это замечательный “магнит” и для молодежи, и для науки международной, и для индустрии. Мне кажется, если бы на базе Дальневосточного федерального университета или некоторых других приморских университетов создать несколько (хотя бы два-три) крупных мега-сайенс проекта – это был бы очень серьезный и хороший толчок”, – сказал Трубников.

Кадровый голод

Между тем, в настоящее время проблема нехватки кадров на Дальнем Востоке стоит достаточно остро. В соответствии с результатами недавно проведенного опроса дальневосточных компаний ВЦИОМ, 39% организаций испытывают проблемы с поиском молодых специалистов с высшим образованием, 37% – и с привлечением выпускников колледжей.

“Зачастую, когда речь идет о привлечении уникальных специалистов, которые обладают определенными компетенциями и имеют узкую специализацию, работодатели сталкиваются с отсутствием подготовленных кадров на местном рынке и вынуждены привлекать специалистов из других регионов”, – констатировал Валентин Тимаков.

По данным кадрового агентства HeadHunter, индекс соотношения числа соискателей к количеству вакансий в ДФО в 2017 году – самый низкий в стране, 3,8 при среднем показателе в РФ 6,6.

При этом, количество активных резюме с начала года в округе увеличилось на 19% (в РФ – на 10%) при росте числа вакансий на 10% (в РФ – 5%).

Среди ищущих работу в ДФО людей с высшим образованием немного больше, чем в среднем по стране: 71% против 68%.

Не спешат на эти территории и иностранцы. Большая часть соискателей, желающих переехать на Дальний Восток, приходится на Россию (82,4%). Среди иностранцев наибольший интерес проявляют жители Казахстана (5,9%) и Украины (4,8%). В России на первом месте жители Москвы (8,2%), почти 5% соискателей – из Республики Башкортостан, по 4,7% – из Омской области и Забайкальского края.

Больше всего соискателей, желающих переехать на Дальний Восток, размещают свои резюме в профобласти “Начало карьеры, студенты” (13%). Далее следуют сферы производства и добычи сырья, что вполне обоснованно, учитывая уровень развития данных сфер в регионе.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4652209

Электронный научный журнал // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании

Создать базовую кафедру в другом регионе

Жуков Геннадий Николаевич, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой РГППУ, г. Екатеринбург, Россия.

Жуков Алексей Геннадьевич, старший преподаватель РГППУ, г. Екатеринбург, Россия.

Zhukov Gennady Nikolaevich, Doctor of Ped. Sci., Professor, Head of the Department of the Russian State Pedagogical University, Zhukov Alexey Gennadievich, senior lecturer, RGPPU, Yekaterinburg, Rossiya.

THE BASIC CHAIR IN STRUCTURE OF IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL UNIVERSITY: THE EXPERIENCE OF CREATION AND FUNCTIONING

Аннотация. В статье рассмотрено создание и функционирование базовых кафедр вузов как инновационных подразделений, представляющих одну из перспективных форм практико-ориентированной подготовки кадров. Базовые кафедры рассмотрены на примере интегрированных базовых кафедр Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Abstract. The article deals with the creation and functioning of the basic departments of higher education institutions as innovative units that represent one of the promising forms of practice-oriented training of personnel. Basic chairs are considered on the example of integrated basic departments of the Russian State Vocational and Pedagogical University.

Ключевые слова: базовая кафедра, интегрированная базовая кафедра, цели, задачи, направления подготовки.

Keywords: basic chair, integrated basic department, oals, objectives, directions of training.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное образование является частью общей системы образования и ключевым фактором социально-экономического развития общества и необходимо для формирования специалиста, профессионала.

Для решения задач модернизации российской экономики и создания национальной инновационной системы необходимы квалифицированные специалисты различных направлений подготовки, готовые к творческой профессиональной деятельности, способные комплексно сочетать педагогическую, исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность посредством реализации новой модели образования – «образования будущего».

В развитии личности будущего специалиста важной стадией является профессиональная подготовка, предполагающая процесс обучения и воспитания в образовательной организации профессионального образования, когда завершается профессиональное самоопределение и формируется готовность к профессиональной деятельности, выступающая одновременно целью, результатом профессионального развития обучающихся и системообразующим фактором будущей профессиональной деятельности.

В обеспечении устойчивого социально-экономического развития общества большое значение имеет профессионально-педагогическое образование (ППО), которое должно быть ориентировано на конкретный регион и складывающуюся при этом территориально-экономическую ситуацию.

Таким образом, совершенствование экономики региона должно опираться на формируемый «человеческий капитал» и реализовываться при одновременно осуществляемом профессиональном и профессионально-педагогическом образовании по подготовке кадров.

Подготовка квалифицированных педагогов и мастеров производственного обучения в процессе ППО является условием эффективного развития профессионального образования региона и, как следствие, экономики региона в целом.

Современная стратегия инновационного развития России на период до 2020 года предопределила необходимость изменения механизмов интеграции субъектов образовательной и производственной деятельности на основе пространственного структурирования и партнерства.

Одним из таких механизмов сегодня становится сетевая форма реализации образовательных программ, сущность которой изложена в статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сетевая форма организации образования реализуется в процессе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров.

В пункте 1 статьи 15 закона № 273-ФЗ отмечается, что сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Среди приоритетных форм развития образовательных организаций по реализации ФГОС сегодня рассматривается создание университетских кафедр на базе других организаций в том числе и образовательных, имеющих соответствующий профиль подготовки специалистов.

В пункте 3 статьи 27 и пункте 2 статьи 72 закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Источник: http://infed.ru/articles/659/

Как стало известно Лайфу, в скором времени у вузов и колледжей может появиться возможность создавать свои филиалы без получения отдельных разрешений на это — такие дочерние подразделения будут называться “базовыми”. Нововведение не только обезопасит студентов от перспективы остаться без госдиплома, но и может вернуть российской системе образования лучшие традиции советской системы.

Поступить в филиал учебного заведения проще, чем в вуз или колледж, к которому он относится. Ребята, которые сомневаются в успехе своего ЕГЭ, едут в регионы, чтобы поступить в “дочку” университета: есть шансы пройти на бюджетное отделение из-за того, что конкурс небольшой. Однако сегодня такая идея может быть не самой лучшей — а вдруг крохотное учреждение закроют?

Рособрнадзор в последнее время существенно усилил контроль над учебными заведениями — чтобы шарашкиных контор, раскиданных по всей России, не существовало. Каждый год вузы лишают аккредитации (возможности выдавать дипломы государственного образца), при этом лишить почётного права можно не целое учебное заведение, а, например, лишь один его факультет или “дочку”.

Но так, оказывается, может быть не всегда. У вузов и колледжей, вероятно, появится возможность создавать “безопасные”  филиалы, у которых нельзя будет отнимать лицензии (разрешения на образовательную деятельность).

Как выяснил Лайф, Минобрнауки подготовил законопроект, который вводит официально новый тип филиалов учебных заведений — они будут называться “базовыми подразделениями” и создаваться на основе сторонних предприятий (но с таким же, как у вуза или колледжа, профилем). 

Новые структурные “отделения” будут всецело являться частью вуза: аккредитацию и лицензию они будут получать автоматически вместе с “головным офисом”. А потому и за ошибки “базового” филиала перед Рособрнадзором будет отвечать основное учебное заведение — к нему будут применять штрафные санкции, его могут “закрывать”, если проблемы в дочерней организации решаться не будут. 

С одной стороны, законопроект даёт вузам фактически карт-бланш на создание филиалов и позволяет стать гидрой, с другой — ужесточает контроль за вузами со стороны Рособрнадзора.

Последнее, как отмечают специалисты, простимулирует учебные заведения открывать действительно эффективные “отделения”, из которых выйдут не просто теоретики, но и специалисты с хорошей практикой.

Также такое нововведение, по замыслу ведомства, будет способствовать “развитию инновационной составляющей экономики России”. 

Изменения предлагается внести законопроектом в федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. 

Ранее на базе других предприятий студенты могли официально только проходить практику. 

Законопроект, определяющий понятие “базового подразделения” и его особых функций, разработан совместно с Минздравом и Минтрансом РФ: в документе подчёркивается, что медицинские, фармацевтические и транспортные учебные заведения смогут создавать подведомственные себе подразделения только на базах тех организаций, которые также занимаются образовательной деятельностью по соответствующему профилю. 

Любая “дочка” — это филиал, но не каждая — “базовый”

Филиалы — базовые подразделения будут автоматически вместе с вузом получать не только лицензию, но и аккредитацию (возможность выдавать дипломы государственного образца), в отличие от других структурных подразделений учебных заведений.

Другими словами, теперь могут появиться новые виды филиалов учебных заведений. Они будут создаваться на основе сторонних организаций — такие “дочки” будут называться “базовыми подразделениями”, так как они будут иметь хорошую практическую базу (на уровне главного учреждения). 

При этом базовые подразделения будет просто создавать: не нужно получать отдельной лицензии и аккредитации. Просто отвечать за ошибки таких филиалов придётся управляющему вузу или колледжу напрямую перед Рособрнадзором. 

Ещё одна главная поправка — официально можно будет не только проходить практику в “дружественных” организациях, но и учиться там. 

Как пояснил председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, под “свободное лицензирование” не попадут филиалы, которые не имеют достаточных ресурсов для масштабной деятельности. 

— Нововведение подразумевает, что к вузу (или колледжу) будут приравниваться только те “ответвления”, которые обеспечены материально, технически и кадрами так же, как и “головное” учебное заведение. Филиалы в сегодняшнем понимании — по типу “есть пара-тройка комнат, где можно учиться” — под закон не попадут, — сказал Панин.

Президент фонда “Образование” Сергей Комков добавил, что основа “базового подразделения” — не арендные отношения, а научно-образовательное сотрудничество. 

— Так было в СССР. Мы возвращаемся к традициям, которые были в советский период.

Например, если у предприятия есть собственная качественная аппаратура по определённому профилю, то учебное заведение может подписать договор с предприятием на создание лаборатории, и она станет частью факультета.

 Будет привлечение к руководству профессиональными кафедрами специалистов из научных учреждений или производственных предприятий. Уже не будет в перспективе разделения на учёбу и науку.

И это действительно должно помочь российской науке в перспективе. Ведь, как Лайф рассказывал ранее, одной из её проблем является оторванность академических исследований от практических.

В отличие от зарубежных стран в России вузы и университеты занимаются только образованием, фундаментальными исследованиями, теоретическими. Прикладными проблемами занимаются проектные центры и бизнес.

В США, например, всё происходит на базах университетов, то есть академические исследования сразу внедряются в практику и наоборот. При этом студентам все актуальные “новости” науки передаются сразу.

“Голову” с плеч? Цена за легитимность

Тем не менее у законопроекта есть и издержки: отнять лицензию у главного учреждения из-за ошибок филиала будет непросто, если вуз с репутацией. То есть нельзя исключить возможность того, что “пустышки” могут массово создавать крупные вузы с помощью договоров со сторонними организациями.

— Теперь Рособрнадзору будет сложнее, так как ему придётся иметь дело с базовым учреждением, на которого и падает вся ответственность. Базовому университету могут предъявить определённые санкции, но закрыть его непросто.

Могут потребовать навести порядок, могут принять соответствующие меры. Филиал, выходит, будет закрывать сам вуз, либо аккредитацию отберут у всего учебного заведения (если проблемы с “дочкой” не решатся). Но для университета с серьёзной историей, базой, репутацией — это не страшно.

Будет скандал, если его решат закрывать, — обратил внимание Комков.

Директор Института развития образования департамента образовательных программ “Высшей школы экономики” Ирина Абанкина положительно отметила нововведение. 

— Вуз должен будет предоставить приложение, в котором будет сказано, какие программы обучения есть в той или иной “дочке” (с наименованием и адресом).

Очень правильно, что базовые подразделения учебных заведений станут и на бумаге одним целым с головным учреждением, ведь и контрольные цифры приёма уже сегодня для каждого вуза определяются с учётом филиалов.

А к ним будут “дочки” вузов и колледжей приравнены, — говорит Абанкина. 

Она пояснила, что сегодня основная проблема такова: занятия на кафедрах, практиках, которые проходят у студентов на базе каких-то предприятий, не являются полноправной частью образовательного процесса. Формально никак пока Рособрнадзору не доказать, что качество обучения вне стен или существующих филиалов соответствует уровню головного учебного заведения.

— У учащихся должна быть возможность без всяких проблем на кафедрах, факультетах, то есть этих базовых кафедрах, не просто необходимое количество времени находиться, но и в процессе обучения пользоваться техникой, оборудованием (чего в самом университете, например, может не быть), взаимодействовать с персоналом организации без каких-либо проблем, — сказала Абанкина.

— Нововведение — приравнивание базовых предприятий к вузу за счёт общей аккредитации и лицензирования — легитимизирует работу студентов в сторонних организациях. На возможность выдавать дипломы гособразца и вести образовательную деятельность должен влиять факт того, что учащиеся работают в лабораториях на других предприятиях.

То есть условно техника у нового вуза есть, хоть и не своя. 

Другими словами, молодое учебное заведение сможет получать аккредитацию быстрее, если сможет заключить как можно больше соглашений с разными предприятиями, имеющими хорошую техническую и кадровую базу. 

Абанкина также добавила, что общая аккредитация и лицензирование вуза и его базовых “дочек” имеет и негативную сторону — усугубится бюрократическая нагрузка как для образовательных учреждений, так и для организаций, на основе которых будут создаваться филиалы. 

— У предприятия нужно будет запрашивать множество справок по оборудованию, системе безопасности и т.д. Все эти данные головному вузу нужно будет указывать для того, чтобы аккредитацию, лицензию получить (с учётом того, что некоторые образовательные программы будут проходить на базе других учреждений), — добавила Абанкина.  

Председатель коллегии адвокатов “Вашъ юридический поверенный” Константин Трапаидзе полагает, что открывать филиалы без всяких проблем учебные заведения смогут только первое время.

— Законопроект приведёт лишь к ужесточению контроля как над головными вузами, так и над филиалами базовых подразделений.

Проще открывать базовые подразделения можно будет до первой ошибки, которая может стать роковой для всей учебной структуры, — заявил юрист.

— Тем не менее вузы будут следить за тем, чтобы в “дочках” порядок был — чтобы имя “головы” никто не очернял. Так что как бы то ни было, проект положительный. 

Однако профессор Балтийского федерального университета имени И. Канта Эдуард Демиденко считает, что принятие закона может привести к ухудшению качества образования в базовых филиалах. 

— В филиалах и головных вузах уровень обучения всегда сильно отличался, и не в лучшую сторону, как и контроль над ним. Сейчас его станет ещё меньше.

Многие абитуриенты боятся поступать в филиалы учебных заведений из-за страха, что в любой момент их могут закрыть — если не навсегда, то на время. Учащиеся рискуют в этих случаях остаться без диплома государственного образца или получить лишний год учёбы. Лайф уже рассказывал, как можно себя в этих случаях подстраховать. 

Введение нового закона может обезопасить студентов, поступающих в филиалы вузов при сторонних организациях. Однако всё же нельзя исключать, что из-за отсутствия отдельного лицензирования риски получить “не то” образование остаются.  

По данным на 1 июля 2016 года, Рособрнадзор полностью приостановил госаккредитацию восьми вузов, ещё 11 учебным заведениям запретили принимать абитуриентов. При этом за “неустранение несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся” из них лишены государственной аккредитации по программам высшего образования четыре университета. 

По статистике, за 2015 год действие аккредитации приостановили в 129 вузах и филиалах, у 15 приостановили лицензии. Приём запретили (“воспитательная” мера до отзыва разрешения на работу вуза. — Прим. Лайфа) в 72 вузах.

Источник: https://life.ru/891136

Citize
Добавить комментарий