- Определение, признаки и особенности малых предприятий
- Критерии отнесения к малому бизнесу
- Разница между малым и микропредприятием
- Плюсы и минусы
- Бухгалтерский учет
- Налогообложение и льготы
- Нужно ли подтверждать статус?
- Первый закон о малом бизнесе был принят
- Каким будет новый закон о малом бизнесе?
- Что нового в законе о поддержке малого и среднего предпринимательства
- Закон о малом бизнесе подвергли большим изменениям
- Законы — о малом бизнесе
- Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса
- Законы о деятельности предпринимателей в рф
- Закон о предпринимательской деятельности в РФ
- Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»
- Скачать закон о частном предпринимательстве РФ
- Изменения в законе о развитии предпринимательства
- Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ
Определение, признаки и особенности малых предприятий
Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.
Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.
Критерии отнесения к малому бизнесу
Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:
- хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
- кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
- фермерские хозяйства;
- индивидуальные предприниматели.
Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:
- среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек;
- доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей. При этом сам доход:
- берется без НДС;
- определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
- суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
- если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
- если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
- если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
- к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на патентной налоговой системе, а также компании с численностью до 15 человек.
Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:
- суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
- хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
- если они имеют статус участника проекта «Сколково».
Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.
Разница между малым и микропредприятием
Прежде всего, она заключена в численности работников:
- малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
- микро – с численностью персонала до 15 человек.
Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:
- для малых – в пределах 800 млн. рублей;
- для микро – до 120 миллионов рублей.
Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:
- порядок сдачи и формы статистической отчетности;
- порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
- возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.
Плюсы и минусы
Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:
- в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
- в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
- в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.
У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.
Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:
- делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
- позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
- помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
- снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.
Однако есть и свои недостатки, в частности:
- как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
- очень часто им даже отказывают в займах;
- они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
- они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.
Бухгалтерский учет
Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:
- для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и плана счетов, а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
- установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах. При необходимости к этим формам добавляется отчет о целевом расходовании средств. Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
- можно не устанавливать кассовый лимит, но об этом необходимо издать приказ;
- руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.
Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением книги по учету доходов и расходов и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.
Налогообложение и льготы
В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между общей налоговой системой и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности.
Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.
Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.
Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:
- если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от НДС, даже находясь на общем режиме;
- на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от налога на прибыль и добавленную стоимость и т. д.
Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:
- Упрощенная система. Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, имущественного налога, налога на прибыль.
- Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
- Система единого налога ЕНВД. Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
- Единый сельхозналог. Эту систему применяют только сельхозпроизводители.
О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:
Нужно ли подтверждать статус?
Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.
А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.
Источник: http://ZnayDelo.ru/biznes/malye-predpriyatiya.html
Первый закон о малом бизнесе был принят
Необходимость в принятии закона не только созрела – она перезрела. Недавно мы отметили двадцатилетие малого бизнеса. За эти годы предпринимательская инициатива и экономическая самореализация трансформировались от уровня простых кооперативов до масштабного явления.
Каждый третий рубль в доходную часть бюджета города поступает от малого бизнеса. Почти два миллиона столичных рабочих мест создано в этом секторе экономики.
А закон, по которому живет малый бизнес, по которому федеральная и региональная власти получают возможность оказывать ему поддержку, давно устарел, давно секвестрован.
Конечно, это создает большие проблемы как в реализации прав самих предпринимателей, так и в реализации государственной поддержки малого бизнеса. – Насколько закон, на ваш взгляд, концептуален? – Да, это вполне концептуальный закон.
Специалисты разрабатывают ряд мер и программ для облегчения открытия новых предприятий и поддержки имеющихся. Для успешного развития, малым предприятиям нужна помощь еще в начале пути.
Для решения всех вышеперечисленных проблем, требуется комплексный подход.
Если все эти начинания благополучно реализуются, предпринимательство поднимется выше в своем развитии и станет хорошим двигателем в развитии экономики страны.
Каким будет новый закон о малом бизнесе?
N 174-ФЗ, от 8 июля 1999 года N 140-ФЗ) «О некоммерческих организациях».
Порядок осуществления предпринимательской деятельности только на федеральном уровне регулируется несколькими тысячами правовых актов (начиная от законодательных актов и заканчивая инструкциями, инструктивными письмами и приказами федеральных министерств и ведомств, принятых в рамках их полномочий). Около 450 федеральных правовых актов, изданных в 1995-2000 годах, содержат в тексте упоминания о малых предприятиях и индивидуальных предпринимателях.
Общие особенности большинства указанных документов — обилие в них порученческих пунктов в адрес министерств и ведомств, отсутствие конкретной схемы их реализации или даже наличие положений, ужесточающих условия осуществления предпринимательской деятельности.
Что нового в законе о поддержке малого и среднего предпринимательства
Важно
Для обращения в данную организацию предприниматели смогут посещать Многофункциональный центр, или же заказывать требуемую услугу через Единый портал Госуслуг.
Также планируется открытие филиалов, отделов для консультаций и представительств – они должны взаимодействовать с субъектами бизнеса на их территории.
Мораторий на проверки малого бизнеса 1 июля 2015 года Госдумой был одобрен Проект ФЗ №814738-6 «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц…», вступающий в силу с 1 января 2016 года.
Согласно ему, до 31 декабря 2018 года ИП и юр. лица освобождаются от плановых проверок. Однако это не касается организаций, работающих в области экологической, противопожарной или государственной безопасности – они будут проверяться в прежнем режиме.
Закон о малом бизнесе подвергли большим изменениям
Внимание
Существует ряд предложений о том, чтобы предоставить возможность объединения для предприятий, которые находятся на грани банкротства или в сложном экономическом состоянии. Помимо подобных форм объединения, хорошим выходом может стать кооперация малых и крупных предприятий. Сейчас это существует в форме франчайзинга, лизинга и т.д.
Кадровая подготовка Очень трудно небольшим предприятиям конкурировать с крупными в плане заработной платы. Поэтому проблема с кадрами для предприятий малого бизнеса стоит очень остро. Предпринимателю нужно решать сразу несколько задач: найти квалифицированных сотрудников, придумать, чем мотивировать их и найти средства на обучение.
В России, где порой одна фирма выполняет сразу несколько задач, дополнительной проблемой является правильная подготовка специалистов, которые разбирались бы во многих вещах и могли выполнять разные задачи.
Законы — о малом бизнесе
Поэтому в 2007 году был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В России законом жестко регламентируются размеры предприятия, выручки, и многое другое. Малые предприятия обязаны проходить множество проверок и отчитываться перед большим количеством инстанций.
Все это сильно сдерживает развитие предприятия. К тому же, сильно давят на бизнесменов жесткие налоговые вычеты и штрафы, в случае опоздания с оплатой. Безусловно, государство разрабатывает множество специальных программ для малого бизнеса. Например: упрощенная система налогообложения и ведения бухгалтерской отчетности.
Но выплаты по налогам по прежнему отнимают очень большую часть дохода. Недостаток сырьевых и финансовых ресурсов Давно известна проблема получения кредита в банке на открытие своего дела, или для поддержки уже работающего небольшого предприятия.
Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса
В базовый Федеральный закон № 209-ФЗ, определяющий понятие малого и среднего бизнеса, основные принципы и направления поддержки данного сектора, внесены изменения.
Малому и среднему бизнесу в настоящее время отводится важная роль в экономических преобразованиях.
Без изменения подходов к регулированию сектора МСП, которые были заложены семь лет назад федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производить реформирование было бы затруднительно.
Практика диктует новые требования: меняется структура сектора по численности, обороту и другим показателям; все более востребованными в плане реализации инвестиционных проектов становятся совместные предприятия с иностранным участием или с участием крупных компаний; требуется общая координация многочисленных и разрозненных механизмов поддержки, созданных государством.
Законы о деятельности предпринимателей в рф
Такая ситуация отсекала значительное количество компаний от государственных программ поддержки, рассчитанных исключительно на сектор малого и среднего бизнеса. И закон эту ситуацию исправил», подчеркнул в комментарии для «РГ» глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Важной поправкой стало увеличение периода, в течение которого предприятие сохраняет статус субъекта МСП, несмотря на изменение предельных значений по критериям малого и среднего бизнеса. Это период увеличен с двух до трех лет.
Директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина отметила, что базовый закон о развитии малого и среднего бизнеса должен соответствовать реалиям, не отставать от них. В идеале – идти на опережение, стимулируя развитие сектора.
Сколково»и имеющим долю в составе инвестиционного товарищества, переход в категорию субъектов бизнеса дает ряд преимуществ:
- Упрощаются правила для налоговой отчетности.
- Смягчаются требования к ведению бухгалтерской документации.
- Вводятся определенные льготы при проведении приватизации имущества государства или муниципалитета.
- Появляется возможность поставлять товары или производить работы для нужд государства или субъектов РФ.
- Действуют особые меры по обеспечению и удовлетворению гарантированных законодательством интересов и прав.
- Дополнительное финансовое стимулирование.
Кроме этого, изменился максимальный размер выручки для отнесения категории субъектов, и в 2015 году для микропредприятий он составляет 120 000 000 руб., для малых предприятий – 800 000 000 руб., а для средних– 2 000 000 000 руб.
Банки не стремятся выделять средства для малого бизнеса, поскольку слишком вероятны риски не выплаты кредитов. Инвесторы так же не стремятся вкладывать свои средства в небольшие предприятия. Поэтому найти недостающую сумму для бизнесмена очень трудно, а подчас и невозможно. Конечно, все это отрицательно сказывается на развитии фирм и небольших компаний.
Трудности с площадями, оборотными средствами Аренда площадей стоит предпринимателям немалых средств. А найти подходящее место очень трудно. Для решения данной проблемы предлагается множество проектов.
Например, чтобы не тратить огромные средства на помещение и оборудование, можно договориться с крупным предприятием, у которого есть простаивающие мощности, об аренде по сходной цене.
РФ:
- мало информации о рынке, состоянии отрасли, а так же недостаточно консультационных, обучающих и прочих информационных ресурсов;
- проблемы с управлением из-за недостатка должного уровня опыта и необходимых знаний;
- низкий уровень технической оснащенности;
- плохая самоорганизация и отсутствие должной поддержки извне;
- в одном предприятии часто совмещено сразу несколько видов деятельности;
- российские предприятия малого бизнеса стремятся работать самостоятельно и редко берут на себя договоры субподряда;
- предприятия, которые работают успешно, стремятся охватить более широкий сегмент рынка;
- хорошо приспосабливаются к сложной экономической обстановке;
В силу этих специфических особенностей, развитие малого бизнеса в России идет путем, отличным от общепринятого в классической рыночной экономике.
Кроме того, наделены статусом субъекта МСП организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом о Сколково вне зависимости от доли участия в уставном капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских). Что даст малому и среднему бизнесу увеличение доли участия иностранцев и лиц, не являющихся МСП, в предприятиях малого и среднего бизнеса? В первую очередь, это дополнительная возможность привлечения инвестиций в российскую экономику. Одной из распространенных форм реализации инвестпроектов является создание совместных предприятий.
Раньше большинство совместных предприятий не попадали под критерии малого и среднего бизнеса из-за доли иностранного участия в уставном капитале.
Источник: http://golden-mark.ru/pervyj-zakon-o-malom-biznese-byl-prinyat/
Закон о предпринимательской деятельности в РФ
Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.
Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.
Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»
Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.
ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:
- Физическими и юридическими лицами;
- Органами гос. власти РФ;
- Органами гос. власти субъектов РФ;
- Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.
В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:
- Субъекты малого и среднего бизнеса;
- Инфраструктура поддержки субъектов;
- Формы и виды поддержки.
В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам.
Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев.
Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.
Скачать закон о частном предпринимательстве РФ
Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.
Цели государственной политики:
- Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
- Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Обеспечение конкурентоспособности;
- Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
- Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
- Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.
Принципы государственной политики:
- Разделение обязанностей между гос. властями при оказании помощи среднему и малому предпринимательству;
- Ответственность федеральных органов гос. власти за правильное ведение бизнеса. Создание необходимых условий для экономического развития субъектов предпринимательства.
Ознакомьтесь Закон 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”
Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.
Изменения в законе о развитии предпринимательства
Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.
П 2 статьи 4
В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.
П 2.1 статьи 4
П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.
Ч 3 статьи 4
В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства.
Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.
Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.
Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ
Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.
Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:
Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.
Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.
Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://210fz.ru/zakon-o-predprinimatelskoj-deyatelnosti-v-rf/