Как доказать в суде что сокращения на госслужбе не имели основания

Содержание
  1. Причины сокращения штата работников организации
  2. Что говорит закон?
  3. Законные причины и основания
  4. Общие
  5. В бюджетной организации
  6. В полиции
  7. Экономическое обоснование
  8. Необоснованное сокращение
  9. Что можно сюда отнести?
  10. Последствия для работодателя
  11. Восстановление на госслужбе после увольнения
  12. Основания для увольнения
  13. Процедура восстановления
  14. Увольнение госслужащего
  15. Особенности процедуры увольнения с госслужбы
  16. Подача заявления на увольнение
  17. Приказ об увольнении госслужащего
  18. Оформление личной карточки и трудовой книжки
  19. Какие выплаты положены увольняющимся чиновникам
  20. Увольнение с госслужбы по собственному желанию
  21. Увольнение госслужащего по сокращению штата
  22. Увольнение в связи с утратой доверия
  23. Увольнение с госслужбы по состоянию здоровья
  24. Восстановление на госслужбе после увольнения
  25. Государственная служба: тонкости увольнения
  26. Законодательство
  27. Основания
  28. Порядок документального оформления
  29. Выплаты
  30. Сокращение госслужащих – порядок, уплачивается ли НДФЛ, выплаты
  31. Уведомление
  32. Порядок сокращения госслужащих
  33. Предложение вакансий
  34. Какие выплаты положены
  35. Гарантии

Причины сокращения штата работников организации

Как доказать в суде что сокращения на госслужбе не имели основания

Сокращение штата в структуре юридического лица – достаточно распространенная практика в настоящее время. Но существуют ли законодательно обоснованные причины для проведения такой процедуры?

Может ли работодатель произвести необоснованное сокращение и что за это ему грозит? На эти и другие вопросы мы ответим далее.

Что говорит закон?

СтатьяЧто регулирует
П. 2 ст. 81 ТК РФСодержит лишь соответствующее основание, по которому трудовые взаимоотношения могут быть аннулированы
Ст. 178-181 ТК РФРегламентируют, какие гарантии положены сотруднику при сокращении, однако в нормативных положениях данных статей также не указываются причины

Законные причины и основания

И хотя в ТК РФ явно не содержится правовых норм, устанавливающих основания для сокращения штата, некоторые объективные причины все же можно найти. Рассмотрим, какие же именно.

Трудовой кодекс РФ

Общие

Своего рода основания для сокращения штата работников перечислены в ст. 74 ТК РФ. Согласно положениям, сокращение допускается в случае существенных изменений технологии производства и условий труда. Из-за этого изменяются и условия трудового контракта — сохранить первоначальные не представляется возможным.

При отказе работника осуществлять деятельность в новых условиях, расторжение трудовых отношений производится в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Работодатель также может установить неполный рабочий день или неделю, однако в том случае, если происходят все те же существенные изменения технологии производства или условий трудовой деятельности.

Если рассматривать ситуацию в общем аспекте, основаниями для сокращения могут служить:

ОбстоятельствоПример
Общая ситуация в экономикеОрганизация осуществляет деятельность по производству эксклюзивных коллекций женской обуви. Однако из-за снижения общей покупательной способности у населения спрос резким образом падает. Предприятию становится нецелесообразным содержать должности рабочих по пошиву обуви, вследствие чего происходит массовое сокращение
Слияние, реорганизация или присоединение компаний\При таких процессах потребность в определенных должностях может резко снизиться
Оптимизационные процессы внутри самой организацииИз-за перестройки производства и реализации новой программы, предусматривающей снижение издержек на предприятии, может быть произведено сокращение численности определенных категорий персонала

В бюджетной организации

По общему правилу, процедура сокращения в бюджетных учреждениях совершается в соответствии с правилами, регламентированными ТК РФ.

Это означает, что действуют все те же нюансы, что и для других форм юридических лиц:

  • уведомление работников за два месяца;
  • предложение другой работы;
  • рассмотрение наличия у определенных лиц преимущественного права на оставление и др.

Также работодатель обязан согласовывать действия с выборным органом профсоюзной организации при решении проблем, связанных с прекращением трудовых взаимоотношений по волеизъявлению работодателя.

Уведомить орган необходимо:

  • за два месяца до даты увольнения – в общем случае;
  • за три месяца – если планируется массовое увольнение (критерии массовости регламентируются в соответствующих отраслевых и территориальных соглашениях).

В полиции

Сокращение в МВД может быть на законных основаниях произведено в следующих случаях:

  • если последующее использование увольняемых сотрудников не представляется возможным;
  • если сотрудник органов МВД отказывается от перемещения по службе (назначения на любую другую предложенную должность);
  • работник отказывается от перемещения по службе в другую местность.

Экономическое обоснование

По общему правилу, предусмотренному трудовым законодательством, работодатель не обязан предоставлять кому-либо обоснования (в том числе, и экономические) своего решения о ликвидации отдельных должностей внутри предприятия.

Однако согласно позиции Высших судов, правомерность сокращения будет иметь место только при действительном сокращении штата или численности. Обязанность доказать это в суде, при оспаривании работником, возлагается на работодателя.

В качестве такого обоснования руководство организации может привести такие факторы, как:

  • снижение объема работы,  и, как следствие, необходимость оптимизации фонда оплаты труда;
  • изменение условий и характера работы организации как в целом, так и в части отдельных подразделений;
  • любые другие факторы.

Таким образом, должны быть представлены конкретные обстоятельства, способствующие высвобождению части рабочей силы на предприятии.

Необоснованное сокращение

В некоторых случаях сокращение может быть необоснованным с точки зрения трудового законодательства. В каких же случаях работник может обратиться в суд и отстоять свою позицию?

Что можно сюда отнести?

  • Увольнение по сокращению будет необоснованным, если работодатель нарушил порядок реализации процедуры. Согласно ст. 180 ТК РФ, при осуществлении сокращения организация-работодатель обязана предупредить своих сотрудников в письменном виде и под роспись за 2 месяца. Таким образом, нарушив данное требование, предприятие может столкнуться с судебными разбирательствами, где оно будет выступать в качестве ответчика.
  • До увольнения работодатель обязан доказать работнику, что трудоустройство на другую должность внутри компании, соответствующую уровню подготовки и квалификации сотрудника, невозможно в принципе. Нарушение данного правила повлечет неправомерность процедуры сокращения.
  • Преимущественное право сотрудника на оставление не было соблюдено. Если работодатель не выяснил, какие из работников имеют большую производительность труда, увольнение также будет незаконным.
  • Не была уведомлена служба занятости населения. По общему правилу, центр занятости должен быть уведомлен в соответствующем порядке за два месяца до увольнения работника.
  • Кроме этого, процесс будет неправомерен, если был нарушен общий порядок подготовки документации. К примеру, не был издан приказ об изменении штатного расписания.
  • Если не было соблюдено правило о недопустимости увольнения отдельных категорий персонала, таких как беременные женщины, сотрудники в периоды временной нетрудоспособности, находящиеся в отпуске и др., процесс сокращения может быть также оспорен в судебном порядке.

Последствия для работодателя

Работодатель, при несоблюдении трудового законодательства в части норм, предусматривающих увольнение работника, несет определенную ответственность.

Ответственность может принимать следующие разновидности:

  • обязанность восстановить сотрудника на прежнее место осуществления трудовой деятельности;
  • обязанность выплатить сумму заработной платы за период вынужденного прогула;
  • обязанность уплатить сумму морального вреда, запрашиваемую работником в качестве компенсации, и при удовлетворении соответствующего размера выплаты судебным органом.

Суд может удовлетворить иск работника как полностью, так и частично, в зависимости от обстоятельств конкретного дела и обоснованности предоставленных доказательств.

Судебная практика сложилась так, что при нарушении работодателем действующего трудового законодательства и при наличии соответствующих доказательств, суд полностью удовлетворяет исковые требования в части:

Заявленный истцом размер морального ущерба должен соответствовать принципам разумности и справедливости. Если суд сочтет суммы завышенными, он может принять решение о снижении.

Действующее трудовое законодательство четко не устанавливает причины, на основании которых может производиться сокращение штата или численности персонала. Работодатель самостоятельно определяет, в каких случаях необходимо реализовать сокращение, исходя из экономической целесообразности.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://kadriruem.ru/osnovanija-dlja-sokrashhenija-shtata-rabotnikov/

Восстановление на госслужбе после увольнения

Как доказать в суде что сокращения на госслужбе не имели основания

Работа и увольнение госслужащего регламентируется особыми нормами законодательства. Конечно, чиновник также должен быть защищен Трудовым Кодексом, но при этом работа гражданского служащего во многом регламентирована именно Законом «О госслужбе».

Там также предусмотрены и специальные основания и особенности процедуры, как происходит увольнение с государственной службы.

Но при этом, как и у любого гражданина, у гражданского служащего есть право обжаловать данное решение работодателя в судебном порядке.

Если отстранение государственного работника от выполнения его служебных обязанностей действительно будет признано неправомерным, то он имеет полное право восстановиться в своей должности, а также получить возмещение заработной платы за все время разбирательства. Но чтобы оспорить увольнение с гражданской службы нужно четко понимать все законодательные нормы и свои права, а также знать особенности процедуры.

Основания для увольнения

Существует четкий перечень причин, по которым возможно увольнение с госслужбы. Во всех остальных случаях увольнение со службы будет неправомерным и подлежит оспариванию. Увольнение с муниципальной службы может иметь гораздо больше оснований, чем при работе в других сферах. Это связано не только со спецификой работы, но также и с повышенным уровнем ответственности сотрудника.

Итак, увольнение муниципального служащего возможно в следующих случаях:

  • по собственному желанию. У государственного работника, как и у любого человека, есть право уволиться, но для некоторых категорий таких работников может быть предусмотрен более длительный срок обязательной отработки (работающие по контракту военнослужащие). Заявление на увольнение с государственной гражданской службы образец имеет стандартный. Единственное отличие – для военнослужащих такой документ называется рапортом;
  • по согласованию сторон;
  • медицинские показания. Особенно большое значение это имеет в том случае, если увольняемый работает в силовых структурах, где требуется специальный уровень подготовки. Также гражданского служащего можно уволить по данному критерию, если его состояние здоровья больше не позволяет вообще занимать какую-либо должность в организации. Для этого должно быть специальное заключение соответствующей медицинской экспертизы;
  • уход на пенсию. Также если уволенный достиг предельного возраста и он больше не имеет права занимать определенный служебный пост;
  • смерть;
  • окончание контракта. Применимо к военнослужащим;
  • сокращение штата или полная ликвидация предприятия;
  • перевод. При этом интересен тот факт, что даже в такой ситуации гражданского служащего вправе обязать пройти испытательный срок длительностью до полугода. Если же по общим трудовым нормам такому работнику не имеют права отказать в приеме на работу, то государственного работника имеют право не взять на работу (уволить) по результатам испытательного срока;
  • неисполнение обязанностей, нарушение трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, хищения). При этом увольнение со службы возможно лишь при четком соблюдении процедуры (к примеру, нельзя уволить за несколько одинаковых нарушений – нужно чтобы было несколько разных нарушений правил);
  • утрата доверия. Чаще всего это основание применимо для гражданского служащего, который имеет дело с государственной тайной. Но также законодательно возможно прекращение трудовых отношений на данном основании и в тех ситуациях, когда работник проявил себя нечестно при работе с материальными ценностями или отчетностью, но отстранить его от данной работы нет возможности.

При этом увольнение с государственной гражданской службы на этих основаниях всегда имеет целый ряд детальных разъяснений по каждому пункту. Пример: чтобы доказать несоответствие занимаемой должности государственного работника в 2018 году форма расторжения трудовых отношений требует решение специальной комиссии.

Как видно, многие эти моменты являются достаточно спорными и субъективными. Зачастую работник может изъявить желание оспорить решение работодателя или специальной комиссии в судебном порядке. Тем более данное разбирательство возможно, если государственного работника уволили на основании причины, не предусмотренной данным перечнем.

Читайте по теме:  Как восстановиться на работе

Процедура восстановления

Прежде всего стоит оговорить, что подать подобный иск в суд может только сам уволенный работник. Работодатель не может принудительно заставить человека работать и восстановить его в должности.

Если было написано заявление на увольнение госслужащего, но при этом работник не отработал положенное время, то его имеют полное право уволить за прогулы, но принудительно восстановить в должности – нет.

Также необходимо соблюдать некоторые основные требования, предъявляемые к данной процедуре, чтобы действительно иметь шансы отстоять свое право на работу:

  • подать иск в суд можно в течении месяца после получения трудовой книжки или приказа. Доказать данный факт достаточно легко, так как эти документы должны быть выданы официально под подпись с точным указанием даты, когда именно это произошло;
  • помимо того, что в иске подробно излагается проблема, работник должен также предоставить подтверждающие его правоту документы. Если нет возможности это сделать, то он может потребовать проведение дополнительной независимой экспертизы (к примеру, для оценки квалификации работника);
  • если решение выносится в пользу работника и увольнение признается неправомерным, то восстанавливается такой человек в должности на следующий день после официального вынесения решения суда. Здесь не предусмотрен какой-либо срок на оспаривание решения работодателем. Кроме того, за весь период времени, когда сотрудник отсутствовал на работе из-за неправомерного увольнения ему должны выплатить его средний заработок.

Также возможно восстановление вплоть до ситуации, когда человек заполнил образец заявления на увольнение, но в дальнейшем хотел забрать бланк (на что любой человек имеет полное право), но при этом работодатель отказал ему в этом.

Процедура рассмотрения подобных трудовых споров стандартна как и для любых других сотрудников. При этом обращаться в Трудовую Комиссию практически не целесообразно, так как подобные разногласия обычно все же регулируются именно судом.

При вынесении положительного решения суда работника должны не просто вернуть на работу, но и восстановить в прежней занимаемой должности с сохранением всех надбавок и привилегий (ранг, выслуга).

При подобном восстановлении в должности выслуга такого сотрудника считается с учетом данного времени, а стаж – непрерывным.

Итак, работа в государственных органах подробно урегулирована специальными законодательными нормами. Изначально предусмотрено, что руководствоваться стоит вначале именно ими, а затем уже – общими правилами Трудового Кодекса. При этом любое нарушение стандартов данных законодательных актов предусматривает трактовку этого как незаконное увольнение.

Читайте по теме:  Как восстановиться на работе

В таком случае любой человек имеет право отстаивать свои права в судебном порядке, подав соответствующий иск. Так как данные дела – сравнительная редкость, то и рассматривают каждое из них в индивидуальном порядке. Процедура рассмотрения таких дел при этом является стандартной как при рассмотрении любых других трудовых споров.

Источник: https://trud.expert/vosstanovlenie-na-rabote/protsedura-vosstanovleniya-na-gossluzhbe-posle-uvolneniya.html

Увольнение госслужащего

Как доказать в суде что сокращения на госслужбе не имели основания

Общеизвестно, что порядок и основания увольнения сотрудников подробно прописаны в Трудовом кодексе. Однако процедура «расставания» с государственными служащими несколько отличается от обычной. О ее нюансах необходимо знать всем, кто решил связать свою жизнь с чиновничьей работой.

Особенности процедуры увольнения с госслужбы

Трудовая деятельность государственных служащих регламентируется специальным Федеральным законом № 79-ФЗ – о гражданской госслужбе. Процедура увольнения чиновника также прописана в данном правовом акте (глава 6). А в статье 59.2 указанного закона определен механизм прекращения службы в связи с утратой доверия.

При увольнении госслужащего расторгается не трудовой договор, а служебный контракт, так как именно он заключается при поступлении на работу в государственные структуры. Основания для его прекращения перечислены в статье 33 ФЗ № 79. Их более десяти:

  • истечение срока действия заключенного контракта;
  • соглашение, достигнутое между сотрудником и работодателем;
  • смерть государственного служащего (а также наступление иных обстоятельств, не зависящих от воли участников контракта);
  • инициатива самого чиновника;
  • инициатива его руководителя (если имел место прогул, или по состоянию здоровья госслужащего);
  • перевод на работу в другой госорган;
  • отказ сотрудника от переезда вместе с организацией в другую местность;
  • утрата российского гражданства (при работе в организациях, не связанных с госслужбой, данное обстоятельство не является причиной для расторжения трудового договора);
  • несоблюдение предусмотренных законом ограничений и нарушение запретов (например, касающихся неучастия в коммерческой деятельности во время службы);
  • отказ сотрудника от иной должности, которая была ему предложена в соответствии с частичной нетрудоспособностью или медицинским заключением и т. п.

В отличие от иных сотрудников, при приеме на работу государственным служащим разрешается устанавливать более длительный испытательный срок. Он может продолжаться от одного месяца до года – на усмотрение руководителя организации (в законе он называется «представителем нанимателя», так как действует от имени государства).

На протяжении этого периода данный представитель вправе уволить подчиненного в любое время, письменно предупредив его о своем решении за три дня. Уведомление руководства работником о своем уходе со службы во время испытания происходит в тот же срок.

В законе о государственной службе нет некоторых оснований для увольнения, прописанных в Трудовом кодексе. К ним, в частности, относятся:

  • смены собственника (имущества госструктуры);
  • совершение аморального проступка (если работа связана с исполнением воспитательных функций).

Несмотря на некоторые нюансы увольнения сотрудника — госслужащего, в основном оно проходит по привычной схеме, знакомой всем, кто когда-либо уходил с работы. При уходе со службы по собственной инициативе или по согласию сторон, он пишет заявление и передает его в отдел кадров. Если же увольнение происходит помимо его воли, работнику вручают соответствующий приказ.

Подача заявления на увольнение

Государственный или муниципальный служащий подает заявление на увольнение за две недели до ухода со службы.Закон позволяет ему уволиться без отработки, с любого дня, по следующим основаниям:

  • выход чиновника на пенсию;
  • расторжение служебного контракта по соглашению между госслужащим и руководством организации;
  • зачисление в образовательное учреждение;
  • ухудшившееся состояние здоровья, не позволяющее продолжить службу;
  • избрание на иную государственную должность;
  • иные уважительные причины.

Если чиновник считает, что он не может отрабатывать две недели, его заявление об увольнении с государственной гражданской службы должно указывать на обстоятельства, позволяющие ему расторгнуть контракт с любой даты. То есть, имея «льготное» основание для прекращения госслужбы, о нем нужно сообщить в заявлении.

Скачать образец заявления

Например, написать: «Прошу расторгнуть служебный контракт в связи с зачислением меня на 1 курс очной магистратуры в Институт культуры с 1 сентября 2018 года».

Указывая особые основания для увольнения, чиновнику следует подтвердить их документально. В частности, имеющиеся проблемы со здоровьем можно удостоверить заключением врача, а поступление в институт – копией приказа о зачислении.

Заявление оформляется от руки, оно зачитывается представителю организации и подписывается в его присутствии.

Если чиновнику пришлось отработать положенные по закону 14 дней, то в течение данного периода он вправе отозвать поданное заявление. В этом случае увольнение с госслужбы не состоится, если только на место передумавшего служащего еще не взят другой человек.

Приказ об увольнении госслужащего

На основании представленного сотрудником заявления, кадровая служба госоргана издает приказ о его увольнении по собственной инициативе – в соответствии с п.3, ч.1, ст. 33 закона № 79 о государственной службе.

Приказ оформляется и при увольнении госслужащего по иным основаниям, которые также фиксируются в документе. При этом ссылка идет не на статьи и пункты Трудового кодекса, а на соответствующие нормы закона о госслужбе. Например, если причиной для увольнения стала проваленная чиновником аттестация, следует сослаться на п.4, ч.1 ст. 33 ФЗ № 79, а не на п.4 ч.1 ст. 77 ТК.

В приказе указываются:

  • номер служебного контракта и дата его заключения;
  • дата его прекращения;
  • Ф.И.О и должность увольняющегося чиновника;
  • основание для расторжения контракта;
  • сроки выплаты и размер полагающихся компенсаций;
  • дата издания документа и подпись руководителя госоргана.

С содержанием приказа о прекращении действия служебного контракта (увольнении) знакомят государственного гражданского служащего. Этот факт он подтверждает своей личной подписью и датой ознакомления.

Оформление личной карточки и трудовой книжки

В последний день работы государственному служащему под расписку выдается трудовая книжка. В ней делается запись о причине (основании) его увольнения.

Как и в приказе, кадровый работник будет ссылаться на соответствующие пункты статьи 33 закона о госслужбе, а не на статью 77 ТК.

Сам приказ – его номер и дата издания – вписывается в последнюю графу трудовой книжки, как документ, на основе которого в ней делалась запись о прекращении службы.

Вместе с ней, госслужащему выдается специальная памятка, где ему напоминают о необходимости соблюдать определенные правила поведения и об обязанности не разглашать секретные сведения.

Сведения, указанные в трудовой книжке, дублируются в личной карточке покидающего службу работника, где делается отметка о его увольнении. Личное дело чиновника сдается в архив.

Какие выплаты положены увольняющимся чиновникам

Увольняясь с госслужбы, гражданин вправе рассчитывать на определенные денежные выплаты. Их виды и размер зависят от того, на каком основании был расторгнут служебный контракт.

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Добровольно уходя в отставку с государственной службы, чиновник получает в день увольнения:

  • денежное содержание – за отработанный им период;
  • различные дополнительные выплаты, предусмотренные федеральными, региональными или локальными документами;
  • компенсацию за отпуск (если он не был использован).

Все указанные суммы складываются и выдаются сотруднику в полном объеме. Выплата выходного пособия в данном случае законом не установлена.

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Когда увольнение со службы чиновника связано с сокращением штата или ликвидацией организации, где он работал, выходное пособие ему не выплачивается.

Однако госслужащий получает компенсацию равную денежному содержанию за 4 месяца.

Если его собрались сократить (или упразднить госорган, являющийся местом службы) в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, у чиновника есть возможность претендовать на выплату за 5-й и 6-й месяца.

Для этого ему надо в течение месяца обратиться в службу занятости, а затем документально доказать, что к этому времени она не смогла его трудоустроить.

Увольнение в связи с утратой доверия

Даже когда с чиновником расстаются по такому неприятному основанию, при увольнении работодатель обязан выплатить все полагающиеся ему деньги, а именно:

  • причитающееся денежное содержание (зарплату) за фактически отработанное время — с региональными и прочими надбавками;
  • компенсацию за не отгулянный отпуск;
  • иные обязательные выплаты, предусмотренные служебным контрактом или другими актами.

Даже если увольняемый со службы работник своими действиями нанес материальный ущерб работодателю, с ним должны полностью рассчитаться. Представитель нанимателя может организовать судебный процесс, и попытаться принудительно взыскать с работника нужную сумму – на основе представленных суду доказательств. Но удержать ее самостоятельно он не вправе.

Увольнение с госслужбы по состоянию здоровья

Если гражданин вынужден уволиться со службы из-за ухудшившегося здоровья, то при некоторых ситуациях он вправе рассчитывать на дополнительную денежную выплату, равную 4-м среднемесячным окладам. Увольняющиеся чиновники получают ее в следующих случаях:

  • если из-за болезни они не исполняли свои обязанности более четырех месяцев;
  • если по состоянию здоровья они не могут работать на прежнем месте, а от другой предложенной должности решили отказаться.

Когда контракт с госслужащим расторгается по этой причине, в качестве основания для увольнения указываются «обстоятельства, не зависящие от воли сторон», и следует ссылка на п.10 ч.1 ст.33 закона о государственной службе.

Восстановление на госслужбе после увольнения

Восстановиться на государственной службе сможет только незаконно уволенный чиновник. Если это признает суд, то на основании вынесенного решения он будет вправе продолжить работу на прежнем месте.

Однако если при расторжении служебного контракта кадровая служба действовала в рамках закона, восстановление невозможно. Уволенный сможет претендовать на открывшуюся вакансию на общих основаниях, заново проходя необходимые для трудоустройства процедуры.

Закон о государственной службе содержит ряд бюрократических формальностей, которые надо соблюдать при увольнении госслужащих. Однако детальная регламентация данной процедуры и предусмотренные в связи с увольнением денежные выплаты обеспечивают значительную государственную поддержку лицам, проработавшим на благо общества определенное время.

Источник: https://yzakon.ru/trudovoe-pravo/uvolnenie/uvolnenie-gossluzhashhego

Государственная служба: тонкости увольнения

Как доказать в суде что сокращения на госслужбе не имели основания

Государственные служащие точно так, как и все остальные работающие граждане, могут быть уволены с рабочего места. Все особенности расторжения трудового контракта для таких сотрудников, включая порядок расчёта и документального оформления, регулируются специальными законодательными нормами.

Согласно этим нормам определяются основания для прекращения служебной деятельности, производится оформление документов и начисление всех, положенных по закону выплат.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64

Законодательство

Основания для возможного увольнения указаны в 37-й статье этого закона. А статья под номером 39 позволяет чётко разграничить процесс увольнения и освобождение от служебных обязанностей (должности).

Также к служащим применяются некоторые положения 81-й статьи Трудового кодекса, но в основном при расторжении трудовых контрактов работодатели ориентируются на федеральное законодательство.

А в 2013 году на основании правительственного постановления под номером 700, принятого в сентябре 2010 года, была дополнительно разработана отдельная памятка. Цель этого документа заключается в помощи служащим при расторжении контрактов и получении окончательного расчёта.

В настоящее время существует несколько примеров такой памятки. Например, документ, изданный Министерством труда, Федеральным казначейством и Министерством природных ресурсов.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64

Основания

Как было сказано выше, причина или основание для ухода у сотрудника государственных структур должна быть уважительной, то есть, предусмотренной законодательством.

Служащий имеет право уйти по собственной инициативе (желанию). Порядок действий в этом случае мало чем отличается от общепринятых норм.

Работник письменно уведомляет своего руководителя и просит расторгнуть с ним контракт в указанный день.

Такое заявление можно отозвать в течение четырнадцати дней с момента подачи документа, если на освобождающуюся должность руководством не был найден другой сотрудник.

Сотрудник обязан представить медицинское заключение, на основании которого будет произведено увольнение.

Причём работодатель обязан предложить вакантную должность, если таковая имеется в этой организации.

В случае отказа занять предложенное место, полученного от работника в письменном виде, руководитель инициирует процесс увольнения на основании 73-й статьи ТК и статей Закона о государственной службе.

Если обстоятельства не зависят от обеих заинтересованных сторон, контракт с работником можно расторгнуть без предложения другого рабочего места (39-я статья упомянутого ФЗ). Например, сотрудник получил инвалидность, и его неполноценная трудовая деятельность может нанести вред другим служащим или интересам организации.

Законодательством допускается перевод служащих в другую организацию. В таких случаях инициатива может быть проявлена как самим работником, так и его работодателями. Например, близится сокращение рабочего штата либо перевод связан с повышением в должности. Также причиной может послужить ухудшение самочувствия и потребность служащего в более комфортных условиях труда.

Таким гражданам полагаются особые льготы, а пенсионные выплаты начисляются с учётом выслуги. Чем больше времени было проведено на государственной службе, тем выше пенсионные начисления.

В таком случае крайне важно, чтобы в трудовой книге была правильно указана причина расторжения трудового контракта.

Правильная отметка, указанная сотрудниками кадрового отдела, позволит пенсионеру получать пенсионные выплаты в полном объёме.

Служащие не лишены возможности ухода по соглашению двух сторон. На эту возможность прямо указывает ФЗ под номером 79 (34-я статья). Для расторжения трудового контракта в этом случае сотруднику необходимо подписать специальный договор с руководством организации, в котором будут оговорены сроки расторжения контракта и начисление выплат при расчёте.

В трудовую книгу такого работника вносится соответствующая пометка, после чего он исключается из штата служащих.

Расторжение трудового контракта может основываться на дисциплинарных взысканиях, обусловленных недобросовестным исполнением сотрудником своих обязанностей. Ряд грубых нарушений может привести к немедленному расторжению трудового контракта.

Например, к таким нарушениям относят прогулы без уважительных причин, появление на работе в пьяном виде, нарушение норм профессиональной деятельности (в том числе угрозу безопасности других работников), разглашение должностной информации, хищение имущества организации и так далее.

К уважительным основаниям относится также расторжение контракта по причине судимости (так называемое увольнение по статье, например, за хищение или нанесение вреда здоровью граждан).

Также сотрудник может лишиться доверия руководства. Такое наблюдается, если служащему поручено хранение неких материальных ценностей или денежных средств. На доверие работодателя могут повлиять, в том числе, и ложные данные (например, подача поддельной документации, скрытие доходов и так далее).

Сокращение или ликвидация — ещё одна весомая причина для ухода с государственной службы в конкретной организации. В обоих случаях работнику предлагается свободное рабочее место. Либо осуществляется его направление на курсы с целью повышения квалификации. Только после отказа, полученного от сотрудника, руководитель имеет право расторгнуть с ним трудовой контракт.

Основанием может являться достижение определённого возраста (допустимый максимум составляет шестьдесят лет), не прохождение испытания (оно может занимать период от трёх месяцев до года), окончание срока действия контракта.

Порядок документального оформления

Процесс расторжения трудового контракта инициируется по двум схемам:

  1. Сотрудник получает приказ, изданный руководителем. Чаще такое наблюдается при сокращении рабочего штата, ликвидации конкретной организации или дисциплинарных проступках, допущенных работником.
  2. Сотрудник самостоятельно обращается в кадровый отдел, пишет соответствующее заявление и предъявляет требующийся в данном случае пакет документов.

Заявление составляется по общепринятой форме. Специального бланка заполнять не нужно. Служащий просит расторгнуть трудовой контракт и указывает в документе основания для этого. Например, если идёт речь о заболевании, необходимо сослаться на медицинское заключение.

Приказ руководство оформляет по унифицированной форме (бланк Т-8). Указываются причины расторжения контракта и документальные основания.

После чего в личную карту и трудовую книгу вносятся соответствующие пометки. Вносится причина и отсылка на законодательные нормы, а также локальные документы (приказы, акты).

Выплаты

На руки бывший сотрудник государственной организации получает:

  1. оклад за последний рабочий месяц;
  2. компенсационные начисления за ещё неиспользованный отпускной период;
  3. если производится ликвидация (данная организация закрывается), дополнительно начисляется пособие в размере четырёхмесячного оклада;
  4. начисляется пособие на период поиска нового рабочего места (от двух до трёх месяцев, а на Крайнем Севере оплачивается период до шести месяцев).

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже. 

Источник: http://zakonguru.com/trudovoe/personal/uvolnenie/s-gosudarstvennoj-sluzhby.html

Сокращение госслужащих – порядок, уплачивается ли НДФЛ, выплаты

Как доказать в суде что сокращения на госслужбе не имели основания

В момент массового сокращения и в процессе реорганизации, очень важно знать свои права как сотрудника.

Стоит помнить, что массовое увольнение госслужащих регулируется законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и должно выполняться согласно правовым нормам.

Уведомление

Уведомление о сокращении работника должно предоставляться в письменной форме. В документе должна указываться дата уведомления. Фактическое сокращение может произойти не раньше и не позднее истечения двух месяцев со дня получения уведомления сотрудником.

Если работник по собственному желанию захочет оформить увольнение раньше, ему необходимо написать заявление в письменном виде.

По законодательству работодатель обязуется проинформировать не только сотрудников, а и орган государственного профсоюза, который будет осуществлять контроль над законностью процесса увольнения.

Уведомление в профсоюз отправляется не позднее трех месяцев до даты фактического сокращения. При рассмотрении причин сокращения персонала, представители профсоюза могут вносить предложения или изменения, которые помогут минимизировать предполагаемый объем увольнений.

 Профсоюзы представляют сторону работников и всячески корректируют работу работодателей, могут вносить изменения в сроках проведения сокращения.

Только после согласования порядка увольнения, работодатель имеет право вносить изменение в рабочий распорядок и информировать сотрудников о предстоящих переменах.

Необходимо учитывать факторы:

  • сотрудник не может быть уволен позднее даты назначенного увольнения, поскольку это нарушает его права. Работник должен знать день увольнения, для возможности трудоустройства;
  • в случае если сотрудник находится в отпуске или отсутствует по причине болезни, он может быть уволен на следующий день после выхода на работу;
  • работодатель не имеет оснований отодвигать дату увольнения, это нарушает права работников.

Важно: Работодатель не имеет права менять дату фактического увольнения на свое усмотрение.

Порядок сокращения госслужащих

Во время сокращения сотрудников или в процессе реорганизации государственной структуры работодатель обязуется:

  • проинформировать сотрудников о предстоящем сокращении, в письменной форме за два месяца;
  • руководство обязано предоставить список вакантных мест в организации иле в других государственных учреждениях. Сотруднику могут предложить должности с меньшим заработком, которые не будут соответствовать квалификации специалиста;
  • в момент увольнения сотруднику должны выплатить все полагающиеся средства;
  • в момент увольнения сотрудник получает трудовую книжку. При необходимости получить дополнительные документы, работник может написать письменное заявление, которое обязательно будет рассмотрено.

Важно: Работодатель вовремя сокращения или реорганизации предприятия не имеет права требовать двухнедельную отработку.

Во время сокращения сотрудник государственной организации имеет право:

  1. Написать заявление об увольнении раньше предусмотренного срока.
  2. Получить денежную компенсацию предусмотренную законодательством.
  3. Может получить необходимый пакет документов.
  4. Заниматься поисками работы во время отведенного двухмесячного срока.
  5. Отказаться от предложенных замещенных должностей.
  6. Отказаться от предложения пройти курсы повышения квалификации.
  7. Госслужащий может полагаемую материальную помощи.

Предложение вакансий

В случае сокращения с государственной должности или реорганизации представительства, руководство может сохранить трудовые отношения с работником, а именно:

  • работнику предложат несколько вакансий, которые могут отличаться от предыдущей должности, но во внимание всегда принимается опыт, профессиональные качества, уровень квалификации. Новая должность может предоставляться на старом месте работы, в другой государственной организации или в организации, которой были переданы полномочия реорганизованной структуры;
  • если сотрудник не соответствует профессиональным требованиям новой должности, то нередко предлагается пройти переподготовку или повысить уровень квалификации, что позволяет сохранить кадры.

После того как руководство проинформирует сотрудников о сокращении или реорганизации, в течение двух месяцев может быть проведена внеплановая аттестация с целью проверить профессиональные качества сотрудников.

По результатам тестирования будет приниматься решение, по предоставлению свободных вакансий в государственных организациях.

Основные факторы, которые влияют на предложение замещающей должности в государственных структурах:

  • уровень квалификации;
  • профессиональный опыт;
  • время работы в государственной структуре;
  • профессионализма;
  • возраст.

Порядок, в котором назначаются сотрудники на вакантные места:

  1. Сотрудники, у которых имеется два и более иждивенца (нетрудоспособных членов семьи).
  2. Работникам, которые самостоятельно обеспечивают семью, и у них нет дополнительного источника доходов.
  3. Лица, которые за время работы на организации, где производится сокращение, получили физическое увечье, инвалидность.
  4. Инвалиды боевых действий, которые были направлены на защиту родины. Инвалидов ВОВ.
  5. Сотрудников, которые согласились пройти повышение квалификации по просьбе работодателя.

Трудовые отношения, между государственной организацией и госслужащим, могут быть расторгнуты в результате сокращения, без предоставления замещающей должности, с учетом того, что права сотрудника не будут нарушены в ходе увольнения.

Как отменить приказ о сокращении штата, описывается в этой статье.

Заработная плата, которая начисляется госслужащему за время до фактического увольнения, подлежит налогообложению. По нынешнему законодательству НДФЛ составляет 13%.

Организация обязуется уплатить налог в соответствующем размере, вычтенном из заработной платы. Что касается выплат предусмотренных в случае сокращения работников, согласно законодательству компенсационные средства не могут облагаться НДФЛ.

В отдельных случаях, когда госслужащий нанимался на работу по персональным условиям. То есть между организацией и работником составляется трудовой контракт, в котором рассматривается выходное пособие, если отступные выплаты согласно заключенному договору превышают сумму средней заработной платы, тогда госслужащий обязуется выплатить НДФЛ, что предусмотрено НК РФ.

Также налогообложению подлежат средства, которые выплачиваются сотрудникам за неиспользованные отпуска.

Из этого следует:

Доходы, которые облагаются НДФЛДоходы, которые не облагаются НДФЛ
ОтпускныеМесячная заработная плата
Выплаты, предусмотренные контрактомВыплаты, предусмотренные законодательством

Что касается взносов в пенсионный фонд РФ во время сокращения, то они начисляются в обычном порядке за месяцы отработки перед увольнением.

Организации обязаны уплатить взнос на страховой счет в соответствующем законодательством размере за каждый отработанный месяц сотрудником.

Какие выплаты не облагаются отчислениями в ПФ РФ:

  • предусмотренные законодательством денежные компенсации;
  • выплата дополнительного среднего месячного заработка;
  • дополнительная компенсация за время, потраченное на поиски нового места работы.

Отпускные средства, которые сотрудник получает за неиспользованные дни отпуска, также облагаются сборами в пенсионный фонд.

Какие выплаты положены

В случае сокращения персонала или реорганизации государственной структуры, работник имеет право на материальную компенсацию, которая предусматривается действующим законодательством ТК РФ.

В расчет компенсации берется средняя заработная плата на момент составления уведомления о сокращении, также учитывается двенадцатая часть от премий, полученных за прошедший год службы и выплат за особо важные государственные миссии.

То есть начисления производятся по следующей формуле:Где:

 СЗП средняя заработная плата за прошедший год
 ГПВ сумма годовых премиальных выплат
 ГОВ сумма годовых особых выплат

Материальные выплаты, предусмотренные при сокращении или реорганизации структур:

  1. Сумма в размере четырех средних заработных плат.
  2. В случае если работник в течение пятого и шестого месяца после увольнения не может найти работу, ему полагается дополнительная выплата за эти месяцы в размере среднего месячного оклада.
  3. Если сотрудник увольняется без отработки предусмотренных двух месяцев, он все равно имеет право получить компенсацию.

Также законодательством предусматриваются отдельные выплаты для государственных служащих:

  • заработная плата за отработанное время в период сокращения;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • материальная помощь, предусмотренная для госслужащих.

Важно: Работодатель обязан выплатить компенсацию + невыплаченные деньги по заработной плате + отпускные + дополнительные выплаты, в момент увольнения.

Гарантии

Увольнение государственных служащих производится согласно действующему законодательству Российской Федерации, которое предусматривает возможность трудоустроить сотрудников на свободных вакансиях в других государственных учреждениях.

При увольнении государственный служащий гарантированно получает материальную, государственную компенсацию, которая включает в себя все выплаты предусмотренные при сокращении.

В том числе работник имеет право отказаться от предоставляемой вакансии в государственных учреждениях и самостоятельно трудоустроится, в этом случае за ним остается право на получение денежной компенсации.

Сотрудник государственной организации гарантированно получает компенсацию в размере шести средних месячных окладов в случае немедленного увольнения при получении уведомления о предстоящем сокращении.

Также сотрудник гарантированно получит заработную плату, предусмотренную трудовым договором за выполнение трудовых обязанностей в момент отработки двух месяцев.

Работник государственной службы имеет право в любой момент отказаться от продолжения выполнения обязанностей в период отработки двух месяцев, даже если изначально выявил согласие.

Сокращение довольно распространенная проблема нынешнего времени, такая ситуация может возникнуть в случае реорганизации, ликвидации, слияния, разъединения и прочих структурных изменений.

Поэтому не стоит думать, что такая возможность маловероятна, ведь зачастую об предстоящих изменениях сообщают в положенный срок, для избегания возможного массового увольнения и финансового кризиса на организации.

Расчет выплат при сокращении работника, вы можете найти здесь.

Про сокращение ФСКН рассказывается по ссылке.

Источник: http://vkadry.com/sokrashhenie-gossluzhashhih.html

Citize
Добавить комментарий