8(800)350-83-64

Государственные инспекторы труда следят

Содержание

Обзор судебной практики: споры с участием Государственной инспекции труда

Государственные инспекторы труда следят

За исполнением требований трудового законодательства следит Государственная инспекция труда. При выявлении нарушений ее сотрудники могут составить протокол и привлечь работодателя к административной ответственности. В этом обзоре судебной практики собраны споры с участием Государственной инспекции труда.

1. Проверку знаний по охране труда у должностных лиц следует проводить по правилам

При проверке знаний по охране труда в образовательных учреждениях участие Государственного инспектора труда в роли представителя органа надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства является обязательным. Государственная инспекция труда имеет право выдать предписание о проведении внеочередной проверки знаний, в случае отсутствия должностного лица на очередной. Так решил Верховный суд РФ.

На основании распоряжения Государственной инспекции труда в отношении среднего профессионального колледжа была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки и выдано предписание об устранении нарушений.

Означенное нарушение выразилось в том, что при проведении плановой проверки знаний по охране труда не присутствовал Государственный инспектор труда.

Из предписания следует, что колледжу необходимо в установленный срок необходимо провести внеочередную проверку знаний по охране труда должностным лицом, в присутствии Государственного инспектора труда.

Однако руководство колледжа не согласившись с таким предписанием и обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о его отмене.

Суды трех инстанций отказали колледжу в удовлетворении заявленных требований. А Верховный суд РФ определением от 16 октября 2015 г. N 309-КГ15-12499 отклонил заявленую в надзорном порядке кассационную жалобу.

Судьи указали, что в силу части 1 статьи 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений. Как следует из пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением от 13.01.2003 № 1/29 Минтруда РФ и Минобразования РФ, обучение руководителей и специалистов
проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, Учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, наличии преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

При этом, в состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
РФ в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных
работниками представительных органов.

После решения суда первой инстанции, как следует из протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, уполномоченных коллектива, колледж исполнил требования предписания Государственной инспекции труда.

2. Государственная инспекция труда не разрешает трудовых споров

Если работник организации обратился в Государственную инспекцию труда с жалобой о нарушении его трудовых прав работодателем, выразившемся в незаконном увольнении, инспекция может только проверить факты наличия или отсутствия нарушения трудового законодательства работодателем.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права не входят в компетенцию Государственной инспекции труда, и подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Так решил Московский городской суд.

Суть спора

Гражданка обратилась в Государственную инспекцию труда в городе Москве с жалобой о нарушении ее трудовых прав работодателем, выразившимся в отказе руководства расследовать несчастный случай, произошедший с ней на работе, а также оплатить листок нетрудоспособности.

Кроме того, заявитель была незаконно уволена. Жалоба содержала просьбу о расследовании несчастного случая на производстве.

Ответ на данное обращение был подготовлен Государственной инспекцией труда с нарушением срока в 1 месяц, установленный для этого статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

Гражданку содержание ответа не удовлетворило и она обратилась в суд с иском к Государственной инспекции труда в городе Москве о признании незаконным бездействия по рассмотрению ее обращения.

Решение суда

Суд первой инстанции указал, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации.

Поэтому, в этой части суд признал незаконным бездействие Государственной инспекции труда по рассмотрению обращения гражданки. Однако, в части претензий ответ суд истице отказал. С ним согласился Московский городской суд в апелляционном определении от 24.08.

2015 по делу N 33-29858/2015.

Судьи указали, что в силу статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора могут рассматриваться только в рамках Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

Судьи также отметили, что Конвенцией Международной организации труда N 81 “Об инспекции труда в промышленности и торговле” от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не дано право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

3. Государственная инспекция труда может дать рекомендации работнику при споре с работодателем об изменении режима рабочего времени

Трудовая инспекция по результатам проведенной проверки имеет право сделать выводы о нарушении трудового законодательства и разъяснить работнику его право на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора по вопросу изменения режима рабочего времени. К такому выводу пришел Санкт-Петербургский городской суд.

Суть спора

Межрегиональное объединение профсоюзных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюзов России СОЦПРОФ, действуя в интересах работника, обратилось в Государственную инспекцию труда в Ленинградской области, с заявлениями о факте нарушения организаций-работодателем трудовых прав работника, выразившихся в нарушении требований статьи 72 ТК РФ и статьи 74 ТК РФ, а также статьи 123 ТК РФ. Означенные нарушения состояли в том, что сотрудник организации работал по сменному режиму работы по 8 часов в смену (одна неделя с 08-00 до 16-30, другая с 13-30 до 22-00). В течение двух лет он временно работал в режиме пятидневной рабочей недели с 09.00 до 17.30 в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору. Впоследствии работник был устно уведомлен о переводе его на другой сменный режим работы с продолжительностью рабочей смены 12 часов. Работник считает, что по окончании действия соглашения о временном изменении режима работы должно быть возобновлено действие прежнего режима работы по графику, действующему до заключения дополнительного соглашения.

По этому обращению Государственной инспекцией труда в Ленинградской области была проведена внеплановая проверка организации, по результатам которой трудовая инспекция в письме в адрес заявителя, сообщила, что нарушений трудового законодательства не выявлено, однако он может обратится в суд за разрешением индивидуального трудового спора с работодателем по вопросу изменения режима рабочего времени. Работника и профсоюзную организацию такое решение Государственной инспекции труда не устроило и они обратились в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения Государственной инспекции труда в Ленинградской области.

Источник: http://ppt.ru/news/134553

Всегда ли права государственная трудовая инспекция?

Государственные инспекторы труда следят

  • отменить приказ о прекращении трудового договора об увольнении работника;
  • восстановить работника в прежней должности;
  • выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула.

Впоследствии в ходе проверки ГИТ было установлено, что данное предписание работодатель в установленный срок не выполнил. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Мировой судья признал работодателя виновным в совершении этого правонарушения.

Однако Верховный суд РФ, как следует из постановления от 04.07.2014 № 34-АД14-3, пришел к другому выводу.

Разногласия, возникшие между работодателем и работником в связи с увольнением, подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.

И хотя на ГИТ возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства, однако полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров ГИТ не наделена.

Кроме того, индивидуальный трудовой спор ранее был рассмотрен судом, которым исковые требования работника о восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда были частично удовлетворены.

При таких обстоятельствах предписание ГИТ считается незаконным, так как вынесено по вопросам, не относящимся к ее компетенции.

Программа «Контур-Персонал»  позволяет сформировать приказ  об отмене ранее утвержденного приказа.

2. Отсутствие в трудовом договоре положений, указанных в ст. 57 ТК РФ, — основание для привлечения работодателя к административной ответственности

ГИТ признала работодателя виновным в совершении административного правонарушения и подвергла его административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

Верховный суд РФ при проверке принятых по делу решений судов о признании вынесенного постановления ГИТ законным сделал вывод (постановление от 15.05.2014 № 3-АД14-1), что договор, заключенный между работодателем и работником, в нарушение ст.

57 ТК РФ не содержит идентификационного номера налогоплательщика работодателя. Кроме того, в договоре предусмотрено, что заработная плата выплачивается не позднее 15 числа каждого месяца, а это не соответствует требованиям ст. 136 ТК РФ.

Таким образом, Верховный суд РФ оставил решение ГИТ без изменения.

Программа «Контур-Персонал»  содержит различные формы приказов, трудового договора и дополнительных соглашений.

3. Поступление в Федеральную инспекцию труда обращения или заявления лица о нарушении работодателем его трудовых прав — одно из оснований для проведения внеплановой проверки работодателя

В связи с поступившим в ГИТ обращением работника о нарушении его трудовых прав, в адрес работодателя заказным письмом с уведомлением был направлен мотивированный приказ о проведении документарной проверки с приведением перечня необходимых для этого документов.

Однако юридическое лицо не направило в десятидневный срок указанные в запросе ГИТ документы. По этой причине работодатель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ на основании постановления ГИТ.

При рассмотрении дела Верховный суд РФ указал (постановление от 05.02.

2014 № 18-АД13-41), что, поскольку предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, орган государственного контроля (надзора) наделен правомочием направить в его адрес мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. Таким образом, привлечение работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, обосновано.

4. Выявленные в рамках одной проверки ГИТ сразу несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы правонарушения

В ходе проверки ГИТ было выявлено несколько нарушений трудового законодательства:

  • несвоевременная выплата сумм, причитающихся работникам при увольнении;
  • нарушение процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности;
  • нарушение сроков ознакомления работников с приказами об отпуске.

Постановлением инспектора труда ГИТ работодатель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что все эти деяния образуют один состав административного правонарушения. Однако в ходе надзорного производства (постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 г. № 60-АД14-16) данные выводы были признаны ошибочными, основанными на неверном толковании положений КоАП РФ.

Таким образом,  каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде, в том числе нарушение ст. 193 ТК РФ при применении дисциплинарного взыскания к работнику, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Источник: https://kontur.ru/articles/2313

Что и как проверяет трудовая инспекция

Государственные инспекторы труда следят

Реализацию контроля и надзора в рамках трудового законодательства призван осуществлять такой орган исполнительной власти, как федеральная инспекция труда.

Это слаженная система, во главе которой стоит Роструд – уполномоченный федеральный орган.

В свою очередь, на местах этот контроль осуществляет государственная инспекция территориального значения.

Основные формы надзора и контроля

Таким образом, проверки работодателей всех форм собственности и работодателей на правах физических лиц проводятся по всей огромной территории Российской Федерации с целью обнаружения и устранения непорядков в сфере трудовых отношений и безопасных условий труда.

Государственная инспекция труда уполномочена:

  • провести проверку и зафиксировать сей факт актом;
  • выдать письменное предписание с указанием конкретных сроков для устранения нарушений;
  • в случае неисполнения составить протокол об административном правонарушении;
  • подготовить ряд необходимых документов для привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона.

Что может привести инспекцию «в гости»?

Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.

Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.

Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.

Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.

Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.

Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.

По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.

Внеплановая проверка может случиться и по причине невыполнения выданного ранее предписания по устранению нарушений.

Повторный визит может быть чреват денежным штрафом.

Все ли стерпит бумага?

Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.

Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.

Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.

Работодателю следует обратить внимание на грамотное оформление всех видов документов согласно стандартным образцам, поскольку бумаготворчество по своему разумению вряд ли приведет в восторг инспектора.

В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:

  • устав;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
  • трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
  • положение о премиальных надбавках;
  • график отпусков;
  • книги приказов;
  • трудовые книжки.

Вас может заинтересовать ментальная карта “Заключение трудового договора”, где объясняется как происходит прием на работу

Или узнайте ЗДЕСЬ как грамотно заключить договор подряда

Учимся на ошибках

Руководителю не стоит проявлять самонадеянность, полагаясь на многолетний опыт работы или на тот факт, что недавно приводилось все в порядок.

Дело в том, что с появлением компьютерной техники количество бумаг на предприятиях только выросло. Наверное, оттого, что теперь они не пишутся от руки, а копируются и печатаются и перепечатываются.

Лучше заранее разложить все по полочкам и, если подобная проверка недавно была в ближайшей организации, связаться и уточнить подробности.

Ведь документы имеют свойство обновляться и видоизменяться, и лучше поучиться на чужом опыте.

Проверка может проводиться достаточно долго, но не более чем 3 рабочие недели.

Иногда проверяющие могут счесть нужным продлить этот срок.

Собственно говоря, опытным инспекторам и 20 дней будет много, чтобы выявить такие распространенные нарушения, как:

  • отсутствие подписей работников в инструкциях, положениях, трудовых договорах, свидетельствующее о том, что ознакомление либо не проводилось, либо работник не получил свой экземпляр трудового договора;
  • отсутствие на месте трудовой книжки или своевременной записи о перемещениях по службе;
  • или, напротив, обнаружение лишних трудовых книжек давно уволившихся сотрудников, что является нарушением сроков выдачи трудовой книжки после увольнения, а возможно, и несвоевременной выплаты окончательного расчета и др.

Особое внимание нужно уделить трудовым договорам, поскольку оформить их задним числом невозможно и все, что было заключено до 2002 года, должно содержать старые условия, регулируемые ст. 57 ТК РФ.

Подтвердить факт получения сотрудником второго экземпляра договора можно либо его подписью и датой с пометкой «второй экземпляр получен», либо отдельным журналом, в котором фиксируются все выдачи договоров.

Локальные акты не должны представлять собой догму, которая создана раз и навсегда. Все положения видоизменяются в соответствии с изменениями, внесенными в российское законодательство.

По результатам проверки непременно составляется акт, один экземпляр которого остается у работодателя. В соответствии с актом выносится предписание по устранению нарушений либо принимается решение о наложении штрафа.

Казнить или помиловать?

Самое суровое наказание грозит работодателю за нарушение сроков выплаты заработка, что карается полумиллионным штрафом, а может привести и к тюремному заключению.

Поэтому такой участок работы, как зарплата, накладывает особую ответственность на руководителя.

Как работодатель, так и работник, если проверка была сопряжена с незаконным увольнением, имеют право обжаловать решение государственной инспекции при вынесении не в их пользу, но это делается уже в судебном порядке.

Хотя можно ограничиться сначала жалобой главному государственному инспектору федеральной службы.

Однако его окончательное решение может обжаловать только суд.

Как правило, общие внутренние вопросы организаций и конфликтные ситуации между работодателем и подчиненным рассматриваются судами общей юрисдикции.

Отрадно, что с 2013 года функции инспекции труда стали еще и поощрительными.

Так, работодатель может подать заявление специального образца и заполненную анкету на получение «Сертификата доверия».

При успешном прохождении проверки такому руководителю инспекция выдает сертификат и освобождает от проверок сроком на 3 года.

Однако сертификат не панацея от всех бед, поскольку от внеплановых проверок никто не застрахован.

Источник: https://legalmap.ru/articles/tp/garant/trudovaya-inspektsiya/

Кто контролирует охрану труда в организациях?

Государственные инспекторы труда следят

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии;

— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали: — гигиенические нормы;

— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях: — лаборатории госнадзора;

— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении.

Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке.

Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера.

Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки.

Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее.

Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ.

Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ.

В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации.

Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(10 4,20 из 5)

Источник: http://BelTrud.ru/organi-nadzora-i-kontrolya-za-ohranoy-truda/

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

Государственные инспекторы труда следят

Загрузка…

В отношениях между работодателем и сотрудником все права и обязанности обоих регулируются нормами ТК РФ.

Законом предусмотрены обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место, и социальные условия, которыми должен быть обеспечен работник.

За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты.

Постановлением правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

Эта организация имеет территориальные подразделения в каждом субъекте Российской Федерации и непосредственно подчиняется Федеральной службе по труду и занятости.

Задачи трудовой инспекции

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

  1. Контроль за соблюдением норм трудового права работодателями. Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
  2. Надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии.
  3. Надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
  4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
  5. Рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, которые финансируются государством.
  6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
  7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
  8. Оценку соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Стоит сказать, что помимо плановых проверок Государственная инспекция труда проводит внеплановые проверки при условиях, описанных в статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:

  • При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
  • При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
  • При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
  • По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.

В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе обратиться с жалобой в орган трудовой инспекции. Это можно сделать в следующих случаях:

  • задержка выплаты или невыплата заработной платы;

Если работодатель не выплачивает заработную плату, по статье 142 ТК РФ работник предприятия в праве приостановить выполнение своих трудовых обязанностей и не находиться на своем рабочем месте на срок, пока зарплата не будет выплачена в полном объеме. При этом ему должна выплачиваться компенсация за каждый день простоя. Об этом говорит тест статьи 236 ТК РФ.

  • неправильный расчет компенсаций при увольнении;
  • невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

Сверхурочная работа согласно нормам статьи 152 ТК РФ не должна превышать ста двадцати часов за календарный год.

Оплачиваться такая работа должна в двойном размере (за исключением первых двух часов – они оплачиваются в полуторном размере от установленного оклада).

По согласованию с работником и только с его согласия работодатель может предоставить отгул в качестве возмещения за сверхурочную работу или работу в выходные дни.

  • нежелание работодателя заключать трудовой договор;

По закону заключение трудового договора является обязательным условием для начала работы.

  • некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
  • несоответствие фактических условий труда тексту договора.

Причин для обращения в Роструд может быть еще очень много, но все они должны иметь под собой основания, свидетельствующие о нарушении прав работника.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую.

К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:

  • договора – трудовые и коллективные;
  • штатные расписания и табели учета рабочего времени;
  • внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
  • графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
  • всевозможные журналы и книги учета.

Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.

Согласно статье 57 ТК Российской Федерации, трудовой договор должен состоять из трех частей:

  • сведения о работнике и работодателе;
  • обязательные условия договора;
  • дополнительные условия.

Юрист, который проводит экспертизу договора, в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:

  • данные о месте работы и трудовых обязанностях (с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы);
  • дата начала работы и режим рабочего времени;
  • условия оплаты труда и время отдыха;
  • компенсации за работу, связанную с вредными или опасными условиями.

Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.

Помимо проверки документации инспектор может проверить служебные помещения, помещения для принятия пищи и отдыха сотрудников, а также рабочие места на предмет соответствия с правилами охраны труда.

По ходу проверки ГТИ может опрашивать персонал, запрашивать любую информацию, необходимую для проверки.

При выявлении нарушений Роструд имеет право приостанавливать работу предприятия в целом или отдельных его подразделений, может отстранить от работы сотрудников, не прошедших курс инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

Инспектор имеет право привлекать к ответственности (административной) тех лиц, которые виновны в нарушении норм трудового законодательства.

Направлять в органы судебной власти требование о прекращении деятельности предприятия, если заключением трудовой экспертизы установлено, что условия труда не удовлетворяют требованиям ТК РФ.

Источник: https://trudinsp.ru/trudovaya-inspektsiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.