8(800)350-83-64

Что такое миражная интрига в ревизоре

Содержание

Что такое миражная интрига в ревизоре

Что такое миражная интрига в ревизоре

По меткому выражению Ю.Манна, «ревизор» — это целое море страха». Подтвердите эти слова текстом, найдите как можно больше разно­го рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках. Я начну, а вы продолжите: Городничий . Пусть каждый возьмет в руки по улице.

черт возь­ми, по улице! — по метле! И вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто. Слова Добчинского («Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов») . подкрепленные замеча­ниями Бобчинского («Он, он, ей-богу он.

Такой наблюдательный: все об­смотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу. так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом») . по совершенно непонятной причине убеждают чиновников в том, что за Иваном Алек­сандровичем Хлестаковым и скрывается «инкогнито проклятое».

При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется.

Продолжаем разговор о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». На уроке мы р аскроем жизненную основу комедии; объясним природу гоголевского смеха; попытаемся понять обстоятельства, которые привели чиновников к ошибке. Будем самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли, а также анализировать текст.

К.С. Станиславский советует читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития.

Мы с вами последуем этому совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу — это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта.

Хлестаков — понятие о «миражной интриге»

Слово учителя — В «Ревизоре» многое построено на преувеличении: 1) фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое желание казаться хоть чуть лучше, выше, чем есть на самом деле.

2) Комически преувеличена ситуация заблуждения.

3) Но главное, в чем реализовался «гоголевский гротеск» — это «миражная интрига», высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в её погоне за многочисленными миражами, когда лучшие силы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплощенную в Хлестакове. — Т. о, можно уверенно говорить о « миражной интриге» как о «ситуации заблуждения». III. Детальное рассмотрение первой фразы Городничего 1. Беседа с элементами игры. — Выявим «почву», которая дала возможность развернуться «миражной интриге».

Миражная интрига и образ хлестакова в пьесе «ревизор» (гоголь н. в.)

Герой и игрок, и пошлый волокита (ухаживает как за дочкой, так и за её маменькой одновременно), и взяточник, и трус, к тому же крайне недалёкий человек. Однако в обращении с крепостными слугами герой крайне груб и проявляет «недюжинную смелость».

По отношению к Осипу герой не находит других слов, как «дурак», «скотина», «грубое животное»; трактирного слугу же герой называет «скверным поросёнком».
В.отм., что хлестаковщина — явление типичное, а образ Х.

носит обобщающий характер: черты хлестаковщины повторялись в тысячах людей и во множестве происшествий; многие из черт героя, по словам Г.

, «разбросаны в разных русских характерах… и ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым». Безусловно, X — гениальное открытие Гоголя.

Vi. обобщающий вывод по теме урока

При этом ни для одной из сторон не секрет цель и тактика «противника», но правила игры таковы, что это знание не показывается.

Возникновение страха обусловлено тем, что могут возникнуть всякого рода неожиданности, но самое страшное – это результат ревизии, при котором практически всегда находят «крайнего».

А значит, любой ревизуемый может понести наказание. Т.
о., ревизия – это опасный и непредсказуемый процесс.

Ревизор гоголя: своеобразие интриги. образ хлестакова

Важно

X — наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика. Он самый обыкновенный человек и, «как говорится, без царя в голове», однако вместе с тем воплощение нахальства.

У героя «лёгкость необыкновенная в мыслях». «Он просто глуп, — писал Г., — болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врёт, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина.

Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам». Всеми поступками героя руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза и сыграть роль «чином выше своего собственного». Он, по характеристике автора, «и лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопёр во всех отношениях». X может совершить любую подлость просто потому, что он лишён каких-либо представлений о добре и зле.
X лжёт без видимых причин, просто из пустого тщеславия, чтобы похвастаться воображаемым положением в высшем обществе.

Именно это обстоятельство за­ставляет говорить о «миражной интриге», которой оборачивается си­туация заблуждения в «Ревизоре». Постепенно из мелких деталей и черточек возникает перед нами, читателями, образ города. Из реплик персонажей и материала табли­цы, которую вы заполнили после предыдущего урока, мы можем сделать некоторые выводы об особенностях этого города.

Во-первых, гоголевский город — это модель города вообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства.

Во-вторых, уже по I действию пьесы можно ска­зать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно.

Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.

Иван Александрович – младший титулярный советник, которому приходится жить в трактире уездного города из-за того, что он «немного поиздержался», проиграв деньги в карты.

Но как молодой «титуляшка» оказался в эпицентре миражной интриги? Ведь не зря Николай Васильевич говорил, что образ «столичной штучки» самый сложный для постановки на сцене.

Дело в том, что обмануть сначала Добчинского и Бобчинского, городских помещиков, а затем городничего и остальных жителей города смогла не хитрость Хлестакова, а его простодушие, чистосердечие.

«Врет, врет и нигде не оборвется!», говорил городничий, – «А? и не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро…». Но ведь Хлестаков не старался обмануть городничего. В молодом чиновнике нет ни коварства, ни злобы, он лишь говорил то, что диктовали ему обстоятельства.

Внимание

А ещё решающими аргу­ментами в определении личности ревизора явились его «недурная на­ружность», «партикулярное платье», «в лице этакое рассуждение. физиономия. поступки», а главное то, что другую уж неделю живет в го­роде, «из трактира не едет, забирает всё на счет и ни копейки не хочет платить».

«Вот он — источник комического и смешного!» — писал В.Г.Белинский. Для ошибки городничего в сущности повода почти и не требовалось: он был в таком состоянии, что любое абсурдное утвер­ждение казалось ему важным доказательством.

С этого момента события начинают разворачиваться быстро, ак­тивно развивается действие.

Новость уже не подвергается сомнению. Все силы и энергия городничего и чиновников направлены на то, что­бы скорее распознать, что за человек приезжий чиновник: молодого человек «скорее пронюхаешь, — убежден городничий — беда, если ста­рый черт.

Что такое миражная интрига в комедии ревизор

Миражная интрига»,что это? Что такое «миражная интрига»в комедии Гогаля ревизор? Войдите что бы оставлять комментарии Ответы (2) Мираж — это то что хочешь видеть, но чего нет на самом деле. Интрига — (фр. intrigue, от лат.

intrico — «запутываю» ) — заинтересованность вокруг события, явления или личности за счёт неопределённости события, явления или личности. Отсюда миражная интрига — это заинтересованность жителей города вокруг ревизора, которого не было на самом деле.

Город видел Хлестакова, но не ревизора Войдите что бы оставлять комментарии миражная интрига — это заинтересованность жителей города вокруг ревизора, которого не было на самом деле.

Источник: http://golden-mark.ru/chto-takoe-mirazhnaya-intriga-v-revizore/

I. Организационный момент

Что такое миражная интрига в ревизоре

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Миражнаяинтрига» в комедии Гоголя «Ревизор»

«Ревизор» – этоцелое море страха.

Ю.Манн

Главноедействующее лицо драматического творения

естьцентр пьесы. Около него обращаются

всепрочие лица, как планеты около Солнца

И.Кронеберг(цитируется по книге

Ю.Манна «ПоэтикаГоголя»)

II.Работа по теме урока

1.Объяснение целей и задач урока

2. Работав тетрадях. Запись темы урока и эпиграфов.

3. Слово учителя:

  1. Какой характер носит пьеса Гоголя?

  2. Можно ли сказать, что комедия носит фантастический характер?

4.Словарная работа №1

  1. Фантастика (Например,сочиняет себе блистательную судьбу, фантастические перемены во

внешних условиях жизни)

  1. Гипербола (сцена вранья – арбуз 700руб., 35 тыс. курьеров + бедность

  2. Гротеск воображения в этой самой фантастической перемене).

  3. Мираж

  4. Интрига

5. Словоучителя

    • В «Ревизоре» многое построено на преувеличении:
      1. фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое желание казаться хоть чуть лучше, выше, чем есть на самом деле.
      2. Комически преувеличена ситуация заблуждения.
      3. Но главное, в чем реализовался «гоголевский гротеск» – это «миражная интрига», высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в её погоне за многочисленными миражами, когда лучшие силы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплощенную в Хлестакове.
    • Т. о, можно уверенно говорить о « миражной интриге» как о «ситуации заблуждения».

III.Детальное рассмотрениепервой фразы Городничего

    1. Беседа с элементами игры.

    • Выявим «почву», которая дала возможность развернуться «миражной интриге».

а) Какой фразой начинается комедия? (Ужесовременники писателя отметиличрезвычайную стремительность и емкостьфразы)

б) Что же делает эту фразу такой волшебной?Подумаем вместе.

Ролевая игра «ситуацияревизора»

    • Раз уж речь о ревизоре, то представим себя в роли «ревизора» и «ревизуемого», т.е. создадим «ситуацию ревизора». Задача ревизора – «найти и наказать», задача ревизуемого – «скрыть и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не секрет цель и тактика «противника», но правила игры таковы, что это знание не показывается. Возникновение страха обусловлено тем, что могут возникнуть всякого рода неожиданности, но самое страшное – это результат ревизии, при котором практически всегда находят «крайнего». А значит, любой ревизуемый может понести наказание. Т.о., ревизия – это опасный и непредсказуемый процесс.

в) Какую же реакцию вызывает эта фраза?Ещё её называют ключевой, запускающей.

г) Объясните причины страха чиновниковпо составленной таблице.

Чиновник Сфера деятельности Положение дел в этой сфере Меры по устранению недостатков
А.Ф.Земляника Попечитель богоугодных заведений 1.Все больные похожи на кузнецов;2.больных не лечат;3.кормят плохо;4.в палатах курят табак;5.все«выздоравливают как мухи». 1.Надеть больным чистые колпаки;2.повесить таблички с названием болезни;3.и,вообще,чтобы больных было поменьше(распустить по домам).
И т.д.
    • Постепенно из мелких деталей вырисовывается образ Города. Во-первых, представлены все административно – территориальные единицы (кроме армии и церкви). Во – вторых, совершенно очевидно, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. В-третьих, население представлено всеми слоями общества.
    • Так вот какая «почва» возникает перед читателями. Она – то и дает возможность развернуться «миражной интриге», т.к. наказания боятся все.
    • Обратите внимание на эпиграф: «Ревизор – это целое море страха» Ю.Манн. Можно сказать, что именно страх и является если не главным действующим лицом пьесы, то уж по крайней мере внутренним её двигателем сюжета.
    1. Запись Грига «Пер Гюнт»(«В пещере горного короля»)

    • Прослушайте симфоническую картину Э.Грига «Пер Гюнт», известную под названием «В пещере горного короля».

Музыка передаёт пляску гномов, которая,начавшись в достаточно спокойном темпе,постепенно становится все неистовее инеистовее.

Внезапно слышны мощные удары,напоминающие удары посоха горногокороля, гномы на секунду застывают, нотут же их пляска возобновляется в ещёболее безудержном ритме. Разгневанныйкороль опять ударяет посохом в пол,повергая гномов в ужас и оцепенение.

Попытки вновь начать лихорадочнуюпляску вызывают страшную ярость горногокороля, удары посоха буквально сотрясаютвсе подземное королевство, и наступаеттишина.

IV Своеобразиекомпозиции I и V действий комедии.

«Ревизор» начинается с такогоудара фразы Городничего, после минутногоокаменения всё приходит в какое – тосудорожное и лихорадочное движение.

Страх ускоряет это движение, удесятеряетсилы: «Успеть, успеть, успеть!» – но тутже следующий удар: сообщение Бобчинскогои Добчинского о том, что ревизор ужездесь! Опять минутное оцепенение изамешательство – опять энергия действия,невиданная по силе.

Успеть уже ничегонельзя – и одновременно успеть нужномногое. Только теперь точка приложениясил изменилась: не приводить в порядокгород, а «брать ревизора».

Забегая вперёд, скажу вам, чтосимметричное построение мы найдем впоследнем действии комедии, где первымударом станет сообщение Почмейстера оперехваченном письме Хлестакова, авторым, заключительным, фраза –ударЖандарма о ревизоре, после чего наступаетокончательное окаменение

– Мы с вами вплотную подошли к понятию«миражная интрига». Но теперь самоеважное – надо поговорить о её носителе– Хлестакове.

V. Образ Хлестакова– главного носителя «миражной интриги»

1). Выступление, подготовленное учащимся

2). Слово учителя

а) При появлении Хлестакова миражматериализуется.

б) Гоголь неоднократно настаивал натом, что Хлестаков – главный герой.

в) Постановка этого персонажа в центркомедии и придаёт всей пьесе фантастический,даже фантасмагорический характер. Я –директор. Я – генерал. Я-главнокомандующий.Я-везде,везде,везде и т.д.

г) Но почему же он главный?

3). Словарная работа №2-«фантасмогория»

4). Беседа по эпиграфу к уроку.

Запись на доске, а ребята в тетрадях:«Главное лицо драматического творенияесть центр пьесы. Около него обращаютсявсе прочие лица, как планеты околоСолнца»

    • Применимо ли оно к Хлестакову, как главному действующему лицу? Можно ли сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?
    • Да. Учащиеся доказывают
      1. Городничий
      2. Землянина
      3. Бобчинский, Добчинский
      4. Купцы

5). Слово учителя

Да, он центр вселенной – но ненастоящий,иллюзорный, мнимый. Он – пустота, принятаяза центр. Понятие о «миражной интриги»заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, т.е. в наполнениипустоты вымышленным содержанием.

6). Словарная работа №3 – «интриган»

VI. Обобщающий выводпо теме урока

Итак, в центре комедии оказываетсячеловек, который менее всего способенвести активную игру.

За всем действием, всей интригойощущается большой «нуль», поставленныйв привычную для героев и зрителей позицию«единицы».

Именно в этой постановке и проявляется«миражная интрига». Он специальнопоставлен в центр пьесы, он не догадываетсяо положении, в котором он оказался, ипоэтому не пытается извлечь выгоду.

    1. Не герой ведёт действие, а действие ведет герой – так весьма условно, но емко можно обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре, сразу же снимающее вопрос о разного рода заимствованиях, и суть понятия «миражная интрига».

3.Викторина

VII. Домашнеезадание

Источник: https://gigabaza.ru/doc/69647.html

ревизор это целое море страха

Что такое миражная интрига в ревизоре

Пьеса Н. В. Гоголя “Ревизор” впервые была поставлена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александрийском театре.

Николай I заметил: “Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего — мне!” Позже, в “Авторской исповеди”, Гоголь скажет: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”.

Иван Александрович Хлестаков

Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку. Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость.Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия.

Хлестаков — гениальное открытие Гоголя, глубокое художественное обобщение. По мнению автора, в каждом из людей есть частичка Хлестакова.

Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Разработка урока по литературе

Методические приёмы.  чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе,  литературный диктант.

— На прошлом уроке мы вами начали знакомство с текстом. Прочтите 1-й эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн. Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим.

Миражная интрига» в комедии Гоголя «Ревизор» это целое море страха

фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое желание казаться хоть чуть лучше, выше, чем есть на самом деле.

Раз уж речь о ревизоре, то представим себя в роли «ревизора» и «ревизуемого», т.е. создадим «ситуацию ревизора». Задача ревизора – «найти и наказать», задача ревизуемого – «скрыть и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не секрет цель и тактика «противника», но правила игры таковы, что это знание не показывается.

Миражная интрига» в комедии Гоголя «Ревизор»

1) фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое желание казаться хоть чуть лучше, выше, чем есть на самом деле.

3) Но главное, в чем реализовался «гоголевский гротеск» — это «миражная интрига», высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в её погоне за многочисленными миражами, когда лучшие силы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплощенную в Хлестакове.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н

углубить понятие о сатире и ее средствах; страх перед ревизором как основа комедийного действия; развивать навыки анализа текста, творческие способности учащихся; формирование положительных нравственных ориентаций.

Сегодняшний урок мы начнем со слов Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Ревизор это целое море страха

фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое желание казаться хоть чуть лучше, выше, чем есть на самом деле.

Раз уж речь о ревизоре, то представим себя в роли «ревизора» и «ревизуемого», т.е. создадим «ситуацию ревизора». Задача ревизора – «найти и наказать», задача ревизуемого – «скрыть и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не секрет цель и тактика «противника», но правила игры таковы, что это знание не показывается.

Ревизор» – это целое море страха

«Игра по «Ревизору»» — Кто еще в комедии страдал хлестаковщиной. Городничий. Кто первый доложил городничему о приехавшем «Ревизоре». Идейный замысел комедии. Факты биографии Гоголя. Город в комедии.

Кого называют Хлестаковыми. Игра по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Происхождение сюжета комедии «Ревизор». Александр Македонский. Большое значение. Назовите как можно больше произведений, написанных Н.

Скачать реферат

— Раз уж речь о ревизоре, то представим себя в роли «ревизора» и «ревизуемого», т.е. создадим «ситуацию ревизора». Задача ревизора – «найти и наказать», задача ревизуемого – «скрыть и уйти от ответственности».

При этом ни для одной из сторон не секрет цель и тактика «противника», но правила игры таковы, что это знание не показывается.

Возникновение страха обусловлено тем, что могут возникнуть всякого рода неожиданности, но самое страшное – это результат ревизии, при котором практически всегда находят «крайнего».

Источник: http://juristi-online.ru/revizor-eto-celoe-more-straha-28094/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.